mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Проект приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Авиационные правила Кыргызской Республики АПКР-14 «Аэродромы», утвержденного приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики «Об утверждении Авиационных правил Кыргызской Республики» от 27 января 2016 года № 1»

Проект
Проект приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Авиационные правила Кыргызской Республики АПКР-14 «Аэродромы», утвержденного приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики «Об утверждении Авиационных правил Кыргызской Республики» от 27 января 2016 года № 1»

1. Внести в приказ Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики «Об утверждении Авиационных правил Кыргызской Республики» от 27 января 2016 года № 1 следующие изменения и дополнения:
в Авиационные правила Кыргызской Республики АПКР-14 «Аэродромы» утвержденные вышеуказанным приказом:
1) в пункте 1.1 главы 1 раздела I к вышеназванному приказу:
— в абзаце 87-м слова «Селитебная территория. Территория предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.» исключить из редакции;
— дополнить абзацем 18-м следующего содержания: «Граница первой линии существующей жилой застройки. Устанавливаемая линия, которая отделяет территорию, в районе аэродрома, в которой отсутствуют жилые и общественные здания и территорию с существующей жилой застройкой (согласованной с ОГА КР), с отступлением от красных линий или санитарного разрыва аэродрома.».
2) в пункте 4.4 главы 4 раздела I к вышеназванному приказу:
— абзац 4 изложить в следующей редакции:
«Объекты в зоне ограниченной застройки»;
— абзац 5 изложить в следующей редакции:
«4.4.3. Вновь строящиеся объекты предназначенные для проживания людей и общественного пользования (школы, детские сады, учебные заведения, общежития, больницы, государственные учреждения, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, лечебно-профилактические оздоровительные объекты, и объекты массового скопления людей) вблизи аэродрома размещаются на расстоянии от аэродрома и ее ВПП с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов и допустимых максимальных и эквивалентных уровней авиационного шума, вредного влияния деятельности аэродрома и воздушных судов на организм человека.»;
— абзац 6 изложить в следующей редакции:
«4.4.4. Вновь строящиеся объекты промышленного, производственного, сельскохозяйственного и логистического назначения, а также нежилые объекты предназначенные для обеспечения деятельности таких объектов производства вблизи аэродрома, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, объекты торговли и общественного питания, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, станции технического обслуживания транспортных средств, пожарные депо, коммуникации и ЛЭП, электроподстанции, автозаправочные станции, складские помещения размещаются на расстоянии от аэродрома с учетом возможного негативного влияния этих объектов на безопасность полетов на аэродроме, аэронавигацию и регулярность полетов воздушных судов. Негативным влиянием на безопасность полетов является следующее: несанкционированный доступ посторонних лиц, животных и транспортных средств на территорию аэродрома; создание помех в работе аэродромных и бортовых аэронавигационных систем и системы связи; ослепление и/или дезориентирование пилотов воздушных судов применяемым освещением и лазерными установками; снижение видимости в районе аэродрома задымлением, запылением местности и/или созданием тумана; создание условий для массового и опасного скопления птиц и диких животных; размещение высотных объектов и препятствий.»;
— абзац 7 изложить в следующей редакции:
«4.4.5. Для каждого аэродрома определяется зона ограниченной застройки с учетом планируемого развития этого аэродрома.»;
— абзац 8 изложить в следующей редакции:
«4.4.6. Для существующих аэродромов с взлетно-посадочной полосой 2500м и более, размеры зоны ограниченной застройки аэродрома устанавливаются не меньше размеров санитарно-защитной зоны аэродрома, как указано на рисунке 4-3, при этом, границами зоны ограниченной застройки являются:
а) внутренняя граница, совпадающая с внешней границей санитарно-защитной зоны аэропорта;
б) внешняя граница радиусом 3000м от краев ВПП и/или граница первой линии существующей жилой застройки города и/или населенного пункта, в пределах 3000м от краев ВПП.»;
— дополнить абзацем 9 в следующей редакции:
«4.4.7. Для существующих аэродромов с взлетно-посадочной полосой менее 2500м, размеры зоны ограниченной застройки аэродрома устанавливаются не меньше размеров санитарно-защитной зоны аэродрома, как указано на рисунке 4-3, при этом, границами зоны ограниченной застройки являются:
а) внутренняя граница, совпадающая с внешней границей санитарно-защитной зоны аэропорта;
б) внешняя граница радиусом 2000м от краев ВПП и/или граница первой линии существующей жилой застройки города и/или населенного пункта, в пределах 2000м от краев ВПП.»;
— дополнить абзацем 10 в следующей редакции:
«4.4.8. Для вновь сооружаемых аэродромов обеспечивается свободное пространство от жилых и общественных объектов, на расстоянии от ВПП проектируемого аэродрома 3000м когда длина ВПП составляет 2500м и более и 2000 м, когда длина ВПП составляет менее 2500м.»;
— дополнить абзацем 11 в следующей редакции:
«4.4.9. Эксплуатант аэродрома согласовывает с местными органами власти и органами архитектуры зону ограниченной застройки аэродрома и сообщает органам местной власти, органу архитектуры, органу гражданской авиации и правоохранительным органам о нарушении строительства и размещении объектов в этой зоне ограниченной застройке.»;
— дополнить абзацем 12 в следующей редакции:
«4.4.10. В зоне ограниченной застройки аэродрома не допускается строительство жилых и общественных зданий и сооружений, указанных в п.4.4.3. Однако, если в пределах зоны ограниченной застройки аэродрома имеется жилая застройка города или населенного пункта, допускается новое строительство жилых и общественных зданий и сооружений за границей первой линии существующей жилой застройки этого города и/или населенного пункта, с учетом санитарного разрыва аэродрома. При этом обеспечивается свободное пространство, от аэродрома до границы первой линией существующей жилой застройки, как указано в таблице 4-3 и рисунке 4-3, в котором не допускается строительство новых жилых и общественных зданий и сооружений. В случае, если имеются отдельно расположенные жилые и общественные здания и сооружения, границей первой линии существующей жилой застройки принимается граница вокруг этих жилых и общественных зданий и сооружений.»;
— дополнить абзацем 13 в следующей редакции:
«4.4.11. В районе аэродрома действуют ограничения в отношении строительства/размещения новых объектов и использования земельных участков вследствие воздействия авиационного шума и по причине опасности столкновения с птицами, как указано в таблице 4-3.»;
— дополнить абзацем 14 в следующей редакции:
«4.4.12. Допускается размещение в зоне ограниченной застройки, объектов, предназначенных для обеспечения аэронавигации и деятельности аэропорта (вышки контрольно-диспетчерских пунктов, объекты аэронавигации и светосигнальное оборудование, здание аэровокзала, объекты производственных служб аэропорта, объекты торговли и общественного питания, гостиницы), как указано в таблице 4-3 и рисунке 4-3.»;
— дополнить абзацем 15 в следующей редакции:
«4.4.13. Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, допустившие нарушение в отношении строительства и размещения в районе аэродромов и зоне ограниченной застройки различных объектов, представляющих опасность для воздушных судов и безопасности полетов, осуществляют в установленные сроки за свой счет снос, перенос или необходимые изменения в конструкции таких объектов.»;
— дополнить абзацем 16 в следующей редакции:
«4.4.14. В целях планирования использования земельных участков, в окрестностях аэродромов, определяют следующие три зоны вокруг аэродрома:
а) зона А – зона, в которой в большинстве случаях нет ограничений строительства и использования земельных участков.
б) зона Б – зона, которая подвержена воздействию умеренного уровня авиационного шума и в которой действуют некоторые ограничения использования земельных участков и строительства.
в) зона В – санитарно-защитная зона аэропорта, которая определяется для каждого аэродрома отдельно, на основании специальных исследований и которая подвержена воздействию высокого уровня шума и эмиссии двигателей воздушных судов и вследствие этого вводятся ограничения на использование земельных участков и запрещается строительство многих типов сооружений. Санитарно-защитная зона аэропорта и санитарный разрыв определяется и устанавливается в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.»;
— дополнить абзацем 17 в следующей редакции:
«4.4.15. Размещение и высота объектов и сооружений в зоне ограниченной застройке аэродрома и в зонах вокруг аэродрома, указанных на рисунке 4-3 осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в разделе 4.2 и таблицах 4-1 и 4-2.»;
— дополнить рисунком в следующей редакции:

«
Рисунок 4-3. Зоны вокруг аэродрома в целях землепользования и строительства »;

— дополнить таблицей в следующей редакции:
«Таблица 4-3. Ограничения строительства объектов и использования земельных участков в районе аэродрома
Использование земельных участков или строительства Зона
А

8000м

(в большинстве случаях нет ограничений строительства и использования земельных участков) Б

Зона ограниченной застройки аэропорта

(действуют некоторые ограничения строительства и размещения объектов и использования земельных участков) В

Санитарно-защитная зона аэропорта

(использование земельных участков и строительство в большинстве случаях не разрешено)
(1) (2) (3) (4)
Жилые и общественные учреждения
Жилые дома допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Общественные учреждения
— детские сады
— школы
— специальные и высшие учебные заведения
— больницы
— курорты, санатории
— лечебно-профилактические оздоровительные объекты допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование не менее 1000м от ВПП за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Государственные учреждения допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Общежития допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Объекты и места массового скопления людей допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование не менее 700м от ВПП за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Сельское хозяйство
посевы допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Теплицы и тепличные хозяйства допускается использование допускается использование, с ограничениями не допускается использование
Лесной питомник допускается использование допускается использование не допускается использование
Животноводческая ферма/ хозяйство более 20 голов скота не допускается использование в радиусе 15 км от ВПП не допускается использование не допускается использование
Скотобойня не допускается использование в радиусе 15 км от ВПП не допускается использование не допускается использование
Звероводческая ферма не допускается использование в радиусе 15 км от ВПП не допускается использование не допускается использование
Домовое хозяйство (не более 20 голов скота) допускается использование не допускается использование не допускается использование
Молочное хозяйство (без содержания скота) допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование

Хозяйство по производству дерна допускается использование не допускается использование не допускается использование
Садовое хозяйство и дачные участки допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Заповедники
Птичьи заповедники не допускается использование не допускается использование не допускается использование
Охотничьи заповедники не допускается использование не допускается использование не допускается использование
Зоны отдыха
Площадки для игры в гольф допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Парки допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Площадки для игр допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Спортивные площадки допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Аллеи для верховой езды допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Теннисные корты допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Площадки для пикников и кемпинги допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Школы верховой езды допускается использование не допускается использование не допускается использование
Ипподромы допускается использование не допускается использование не допускается использование
Места для проведения ярмарок и рынки допускается использование не допускается использование не допускается использование
Летние театры допускается использование допускается использование, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Коммерческие предприятия
Конторы и Банки допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Гостиницы и мотели допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Рестораны допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Рестораны для автомобилистов допускается использование не допускается использование не допускается использование
Автомобильные стоянки и гаражи допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Закрытые театры допускается использование допускается использование, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Склады допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Склады продовольственного сырья и пищевых продуктов допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Торговые центры допускается использование допускается использование, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Розничная торговля допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Станции технического обслуживания автомобилей допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Станции мойки автомобилей допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Автозаправочные станции допускается использование допускается использование, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Пищекомбинаты допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Коммунальные службы
Обработка воды допускается использование допускается использование не допускается использование
Свалки непищевых отходов, засыпаемые землей не допускается использование не допускается использование не допускается использование
Уничтожение пищевых отходов не допускается использование не допускается использование не допускается использование

Коммерческая деятельность — склады и отправка — конторы и банки допускается использование допускается использование не допускается использование
Кладбища допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Производственные предприятия
Производство продуктов питания допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Объекты переработка сельхозпродукции допускается использование с ограничениями допускается использование с ограничениями, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Химические объекты и производства допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Строительная промышленность, допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Механические цеха допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Производственные бъекты агропромышленного комплекса и малого предпринимательства допускается использование с ограничениями допускается использование с ограничениями, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
».

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Авиационные правила Кыргызской Республики АПКР-14 «Аэродромы», утвержденного приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики «Об утверждении Авиационных правил Кыргызской Республики» от 27 января 2016 года № 1»
1. Цель и задачи проекта
Целью настоящего проекта приказа является определение зон, в которых действуют ограничения на строительство зданий и сооружений в районе аэродромов и упорядочение землепользования на территориях, прилегающих к аэродромам, с учетом имеющейся застройки, с последующим включением данных зон в генеральные планы городов и населенных пунктов.
Принятие настоящего проекта приказа позволит принять меры и направить усилия на местах, на исполнение нормативных правовых актов, регулирующих градостроительство, строительство и землепользование в городах и населенных пунктах и приведение их в соответствие с законодательством.
2. Описательная часть
Проект изменений и дополнений к АПКР-14 разработан по результатам проведенной инвентаризации (анализа) генпланов каждого города и населенного пункта, в котором расположен аэродром, с указанием незаконных построек, работы по обследованию гражданских аэродромов Кыргызской Республики и межведомственных рабочих совещаний в составе Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики, Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики, Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики, Департамента профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики, Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики и ОАО «Международный аэропорт «Манас».
Основной причиной незаконного строительства и бесконтрольной застройки в районе аэродромов является отсутствие аэродромов с функциональным зонированием территорий вокруг аэродромов, в Генеральных планах городов и населенных пунктов.
Аэропорты как важнейшие инфраструктурные объекты влияют на экономику регионов. В последние десятилетия аэропорты приобретает новое значение. Ранее инфраструктура воздушного транспорта обеспечивала потребности регионов, сейчас аэропорты трансформируются в стратегические центры развития и привлечения инвестиций, сосредотачивают производственную и социальную инфраструктуру, становясь важнейшими опорными узлами развития городов и регионов.
В настоящее время в Кыргызской Республике расположены 11 гражданских аэропортов, из них – 5 международных («Манас», «Ош», «Иссык-Куль», «Каракол», «Баткен»), 6 – аэропортов внутренних воздушных линий (региональных) – «Исфана», «Джал-Алабад», «Нарын», «Казарман», «Талас», «Караван». Аэропорты были построены в 70х-80х гг. прошлого столетия. Большая часть аэропортов входит в черту городов и населенных пунктов, а некоторые аэропорты, такие как аэропорт «Джалал-Абад», «Каракол» расположены в центре городов.
Одной из существующих основных проблем функционирования и развития аэропортов является застройка территорией, прилегающих к аэропортам зданиями и сооружениями. Изначально, аэропорты были построены в Советское время, часть из них без соблюдения строительных норм СНиП II-47-80 «Нормы проектирования. Аэродромы», утвержденных уже в 1980 году. И долгое время вблизи аэропортов велась бесконтрольная застройка.
Городскими кенешами городов Каракол, Баткен и Жалал-Абад утверждены генеральные планы городов, из состава которых были исключены аэропорты Каракол, Баткен и Джалал-Абад, в противоречие Закону Кыргызской Республики «О стратегических объектах Кыргызской Республики» и постановлению Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Перечня стратегических объектов Кыргызской Республики» от 17.02.2014г. №99. Решение о переносе, закрытии или строительстве стратегического аэропорта принимается решением Правительства Кыргызской Республики, а не Городским кенешем. При этом, аэропорт, как часть основной транспортной инфраструктуры должен отражаться в градостроительной документации (генеральном плане) города, на схеме транспорта, согласно пунктов 8.8 и 8.9 Свода правил о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации в Кыргызской Республике, утвержденного приказом Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики от 27.05.2016г. №5-нпа.
В градостроительной документации других городов и населенных пунктов, в которых расположены гражданские аэродромы, г.Бишкек, г.Ош, г.Исфана, г.Кербен, г.Талас, г.Нарын, Новопавловского айылного аймака Сокулукского района Чуйской области, Аламудунского айылного аймака Аламудунского района Чуйской области, Тамчыйского и Чон-Сарыойского айылных аймаков Иссык-Кульского района Иссык-Кульской области, Тогуз-Тороуского айылного аймака Тогуз-Тороуского района Жалал-Абадской области, отсутствует адекватное функциональное и правовое зонирование территорий прилегающих к аэропортам, и не указаны зоны ограниченной застройки и санитарно-защитные зоны аэродромов, предусмотренные действующими строительными нормами (Свод правил по планировке и застройке городов и населенных пунктов городского типа, утвержденный приказом Госстроя от 27.05.2016г. №6-нпа, Свод правил о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации в Кыргызской Республике, утвержденный приказом Госстроя от 27.05.2016г. №5-нпа, Типовые правила застройки, землепользования и благоустройства населенных пунктов Кыргызской Республики, утвержденные постановлением Правительства КР от 19.09.2009 года №597), авиационным правилами (АПКР-14 «Аэродромы») и санитарно-эпидемиологическими нормами (СэПиН, приложение 3 к постановлению Правительства Кыргызской Республики №201 от 11.04.2016г.).
Предлагаемые изменения и дополнения к АПКР-14 разработаны с учетом международного опыта и рекомендуемой практикой ИКАО. Согласно опыта России и Украины, проектирование санитарно-защитной зоны аэропорта ограничит строительство зданий и сооружений в непосредственной близости к аэропорту и позволит предотвратить негативное влияние авиационного шума и вибраций на организм жителей, ограничивая их проживание в санитарно-защитной зоне аэропорта.
Проектом изменений и дополнений к АПКР-14 предлагается определить зоны ограниченной застройки для существующих аэродромов, с учетом уже имеющейся застройки вокруг аэродромов с целью включения данной зоны в градостроительную документацию. Таким образом, в случае, если вокруг аэродромов уже имеются здания и сооружения, внешней границей зоны ограниченной застройки будет граница первой линии существующей жилой застройки города или населенного пункта. С введением в действие данных изменений и дополнений к АПКР-14 предполагается разрешить строительство новых жилых зданий и сооружений соответствующей высотности за внешней границей зоны ограниченной застройки аэродрома. Внутренней границей зоны ограниченной застройки является граница санитарно-защитной зоны аэропорта.
Положения действующих АПКР-14 не позволяют возводить новые жилые и общественные здания и сооружения в радиусе 3000 вокруг международных аэродромов и в радиусе 2000м вокруг аэродромов внутренних воздушных линий. Данные требования были заимствованы из межгосударственных строительных норм МСН-3.03-03-95 «Аэродромы», в п.9.12 которых указано следующее: «Для вновь строящихся аэродромов расстояния от границ летного поля до границ селитебной территории с учетом их перспективного расширения, размещение в районах аэродромов, в границах и вне границ воздушных подходов к ним зданий, сооружений, включая линии связи, высоковольтные линии электропередачи, радиотехнические и другие объекты, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств аэродромов, а также порядок согласования размещения этих объектов необходимо принимать с учетом требований нормативных документов по планировке и застройке городских и сельских поселений. При этом, если трасса полетов не пересекает границу селитебной территории, следует также обеспечивать минимальное расстояние между горизонтальной проекцией трассы полетов по маршруту захода на посадку и границей селитебной территории для аэродромов с длиной ВПП 1500 м и более — 3 км, остальных — 2 км.». Однако, в связи с тем, что п.9.12 МСН-3.03-03-95 «Аэродромы» относится к вновь строящимся аэродромам, а также аэродромам, в которых трасса полетов воздушных судов не пересекает границу селитебной территории, проектом изменений и дополнений к АПКР-14 предлагается сокращать зону ограниченной застройки аэродромов до первой линии, существующей жилой застройки города или населенного пункта.
На основании вышеизложенного, Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики вносит согласование проект изменений и дополнений к Авиационным правилам Кыргызской Республики АПКР-14 «Аэродромы», утвержденных приказом Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики №1 от 27 января 2016 года «Об утверждении Авиационных правил Кыргызской Республики»
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие данного проекта приказа негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьей 22 закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», данный проект Приказа был размещен на официальном сайте Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики от 1 июня 2019 года для прохождения процедуры общественного обсуждения. По итогам прохождения процедуры общественного обсуждения, к проекту Приказа предложений и замечаний не поступило.
5. Анализ соответствия проекта законодательству
Представленный проект приказа не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика, включая МСН-3.03-03-95 «Аэродромы».
6. Информация о необходимости финансирования
Принятие настоящего проекта приказа не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

7. Информация об анализе регулятивного воздействия
Настоящий проект приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку проект не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.

Министр Ж. Бейшенов

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики «Об утверждении Авиационных правил Кыргызской Республики» от 27 января 2016 года № 1»

Действующая редакция
Раздела I Авиационных правил Кыргызской Республики АПКР-14 «Аэродромы»
Предлагаемая редакция Раздела I
Авиационных правил Кыргызской Республики АПКР-14 «Аэродромы»
1.1. Термины и определения

Граница первой линии существующей жилой застройки. Устанавливаемая линия, которая отделяет территорию, в районе аэродрома, в которой отсутствуют жилые и общественные здания и территорию с существующей жилой застройкой (согласованной с ОГА КР), с отступлением от красных линий или санитарного разрыва аэродрома.

Селитебная территория. Территория предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

4.4. Прочие объекты

Объекты в зоне ограниченной застройки.
4.4.3. Вновь строящиеся объекты селитебной территории вблизи аэродрома размещаются на расстоянии от аэродрома и ее ВПП с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов и допустимых максимальных и эквивалентных уровней авиационного шума. При этом обеспечивается минимальное расстояние между ВПП международного аэропорта, проекцией маршрута захода на посадку и селитебной территорией не менее 3000 м. Расстояние между ВПП аэропорта местных воздушных линий и вновь строящихся объектов селитебной территорией должно быть не менее 2000 м. 4.4.3. Вновь строящиеся объекты предназначенные для проживания людей и общественного пользования (школы, детские сады, учебные заведения, общежития, больницы, государственные учреждения, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, лечебно-профилактические оздоровительные объекты, и объекты массового скопления людей) вблизи аэродрома размещаются на расстоянии от аэродрома и ее ВПП с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов и допустимых максимальных и эквивалентных уровней авиационного шума, вредного влияния деятельности аэродрома и воздушных судов на организм человека.

4.4.4. Для каждого аэродрома определяется зона ограниченной застройки с учетом планируемого развития этого аэродрома.
4.4.4. Вновь строящиеся объекты промышленного, производственного, сельскохозяйственного и логистического назначения, а также нежилые объекты предназначенные для обеспечения деятельности таких объектов производства вблизи аэродрома, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, объекты торговли и общественного питания, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, станции технического обслуживания транспортных средств, пожарные депо, коммуникации и ЛЭП, электроподстанции, автозаправочные станции, складские помещения размещаются на расстоянии от аэродрома с учетом возможного негативного влияния этих объектов на безопасность полетов на аэродроме, аэронавигацию и регулярность полетов воздушных судов. Негативным влиянием на безопасность полетов является следующее: несанкционированный доступ посторонних лиц, животных и транспортных средств на территорию аэродрома; создание помех в работе аэродромных и бортовых аэронавигационных систем и системы связи; ослепление и/или дезориентирование пилотов воздушных судов применяемым освещением и лазерными установками; снижение видимости в районе аэродрома задымлением, запылением местности и/или созданием тумана; создание условий для массового и опасного скопления птиц и диких животных; размещение высотных объектов и препятствий.

4.4.5. Эксплуатант аэродрома согласовывает с местными органами власти и органами архитектуры зону ограниченной застройки аэродрома и сообщает органам местной власти, органу архитектуры и правоохранительным органам о нарушении строительства и размещении в этой зоне ограниченной застройке объектов селитебной территории.
4.4.5. Для каждого аэродрома определяется зона ограниченной застройки с учетом планируемого развития этого аэродрома.

4.4.6. Не допускается размещение объектов жилой застройки в зоне ограниченной застройке.
4.4.6. Для существующих аэродромов с взлетно-посадочной полосой 2500м и более, размеры зоны ограниченной застройки аэродрома устанавливаются не меньше размеров санитарно-защитной зоны аэродрома, как указано на рисунке 4-3, при этом, границами зоны ограниченной застройки являются:
а) внутренняя граница, совпадающая с внешней границей санитарно-защитной зоны аэропорта;
б) внешняя граница радиусом 3000м от краев ВПП и/или граница первой линии существующей жилой застройки города и/или населенного пункта, в пределах 3000м от краев ВПП.
4.4.7. Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, допустившие нарушение в отношении строительства и размещения в районе аэродромов и зоне ограниченной застройки различных объектов, представляющих опасность для воздушных судов и безопасности полетов, осуществляют в установленные сроки за свой счет снос, перенос или необходимые изменения в конструкции таких объектов.
4.4.7. Для существующих аэродромов с взлетно-посадочной полосой менее 2500м, размеры зоны ограниченной застройки аэродрома устанавливаются не меньше размеров санитарно-защитной зоны аэродрома, как указано на рисунке 4-3, при этом, границами зоны ограниченной застройки являются:
а) внутренняя граница, совпадающая с внешней границей санитарно-защитной зоны аэропорта;
б) внешняя граница радиусом 2000м от краев ВПП и/или граница первой линии существующей жилой застройки города и/или населенного пункта, в пределах 2000м от краев ВПП.

4.4.8. Для вновь сооружаемых аэродромов обеспечивается свободное пространство от жилых и общественных объектов, на расстоянии от ВПП проектируемого аэродрома 3000м когда длина ВПП составляет 2500м и более и 2000 м, когда длина ВПП составляет менее 2500м.

4.4.9. Эксплуатант аэродрома согласовывает с местными органами власти и органами архитектуры зону ограниченной застройки аэродрома и сообщает органам местной власти, органу архитектуры, органу гражданской авиации и правоохранительным органам о нарушении строительства и размещении объектов в этой зоне ограниченной застройке.

4.4.10. В зоне ограниченной застройки аэродрома не допускается строительство жилых и общественных зданий и сооружений, указанных в п.4.4.3. Однако, если в пределах зоны ограниченной застройки аэродрома имеется жилая застройка города или населенного пункта, допускается новое строительство жилых и общественных зданий и сооружений за границей первой линии существующей жилой застройки этого города и/или населенного пункта, с учетом санитарного разрыва аэродрома. При этом обеспечивается свободное пространство, от аэродрома до границы первой линией существующей жилой застройки, как указано в таблице 4-3 и рисунке 4-3, в котором не допускается строительство новых жилых и общественных зданий и сооружений. В случае, если имеются отдельно расположенные жилые и общественные здания и сооружения, границей первой линии существующей жилой застройки принимается граница вокруг этих жилых и общественных зданий и сооружений.
4.4.11. В районе аэродрома действуют ограничения в отношении строительства/размещения новых объектов и использования земельных участков вследствие воздействия авиационного шума и по причине опасности столкновения с птицами, как указано в таблице 4-3.
4.4.12. Допускается размещение в зоне ограниченной застройки, объектов, предназначенных для обеспечения аэронавигации и деятельности аэропорта (вышки контрольно-диспетчерских пунктов, объекты аэронавигации и светосигнальное оборудование, здание аэровокзала, объекты производственных служб аэропорта, объекты торговли и общественного питания, гостиницы), как указано в таблице 4-3 и рисунке 4-3.

4.4.13. Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, допустившие нарушение в отношении строительства и размещения в районе аэродромов и зоне ограниченной застройки различных объектов, представляющих опасность для воздушных судов и безопасности полетов, осуществляют в установленные сроки за свой счет снос, перенос или необходимые изменения в конструкции таких объектов.

4.4.14. В целях планирования использования земельных участков, в окрестностях аэродромов, определяют следующие три зоны вокруг аэродрома:
а) зона А – зона, в которой в большинстве случаях нет ограничений строительства и использования земельных участков.
б) зона Б – зона, которая подвержена воздействию умеренного уровня авиационного шума и в которой действуют некоторые ограничения использования земельных участков и строительства.
в) зона В – санитарно-защитная зона аэропорта, которая определяется для каждого аэродрома отдельно, на основании специальных исследований и которая подвержена воздействию высокого уровня шума и эмиссии двигателей воздушных судов и вследствие этого вводятся ограничения на использование земельных участков и запрещается строительство многих типов сооружений. Санитарно-защитная зона аэропорта и санитарный разрыв определяется и устанавливается в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

4.4.15. Размещение и высота объектов и сооружений в зоне ограниченной застройке аэродрома и в зонах вокруг аэродрома, указанных на рисунке 4-3 осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в разделе 4.2 и таблицах 4-1 и 4-2.

Рисунок 4-3. Зоны вокруг аэродрома в целях землепользования и строительства

Таблица 4-3. Ограничения строительства объектов и использования земельных участков в районе аэродрома
Использование земельных участков или строительства Зона
А

8000м

(в большинстве случаях нет ограничений строительства и использования земельных участков) Б

Зона ограниченной застройки аэропорта

(действуют некоторые ограничения строительства и размещения объектов и использования земельных участков) В

Санитарно-защитная зона аэропорта

(использование земельных участков и строительство в большинстве случаях не разрешено)
(1) (2) (3) (4)
Жилые и общественные учреждения
Жилые дома допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Общественные учреждения
— детские сады
— школы
— специальные и высшие учебные заведения
— больницы
— курорты, санатории
— лечебно-профилактические оздоровительные объекты допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование не менее 1000м от ВПП за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Государственные учреждения допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Общежития допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Объекты и места массового скопления людей допускается использование не допускается использование.

Исключение:
при наличии существующей застройки, допускается использование не менее 700м от ВПП за первой линией существующей жилой застройки не допускается использование
Сельское хозяйство
посевы допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Теплицы и тепличные хозяйства допускается использование допускается использование, с ограничениями не допускается использование
Лесной питомник допускается использование допускается использование не допускается использование
Животноводческая ферма/ хозяйство более 20 голов скота не допускается использование в радиусе 15 км от ВПП не допускается использование не допускается использование
Скотобойня не допускается использование в радиусе 15 км от ВПП не допускается использование не допускается использование
Звероводческая ферма не допускается использование в радиусе 15 км от ВПП не допускается использование не допускается использование
Домовое хозяйство (не более 20 голов скота) допускается использование не допускается использование не допускается использование
Молочное хозяйство (без содержания скота) допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование

Хозяйство по производству дерна допускается использование не допускается использование не допускается использование
Садовое хозяйство и дачные участки допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Заповедники
Птичьи заповедники не допускается использование не допускается использование не допускается использование
Охотничьи заповедники не допускается использование не допускается использование не допускается использование
Зоны отдыха
Площадки для игры в гольф допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Парки допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Площадки для игр допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Спортивные площадки допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Аллеи для верховой езды допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Теннисные корты допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Площадки для пикников и кемпинги допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Школы верховой езды допускается использование не допускается использование не допускается использование
Ипподромы допускается использование не допускается использование не допускается использование
Места для проведения ярмарок и рынки допускается использование не допускается использование не допускается использование
Летние театры допускается использование допускается использование, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Коммерческие предприятия
Конторы и Банки допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Гостиницы и мотели допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Рестораны допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Рестораны для автомобилистов допускается использование не допускается использование не допускается использование
Автомобильные стоянки и гаражи допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Закрытые театры допускается использование допускается использование, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Склады допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Склады продовольственного сырья и пищевых продуктов допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Торговые центры допускается использование допускается использование, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Розничная торговля допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП не допускается использование
Станции технического обслуживания автомобилей допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Станции мойки автомобилей допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Автозаправочные станции допускается использование допускается использование, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Пищекомбинаты допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Коммунальные службы
Обработка воды допускается использование допускается использование не допускается использование
Свалки непищевых отходов, засыпаемые землей не допускается использование не допускается использование не допускается использование
Уничтожение пищевых отходов не допускается использование не допускается использование не допускается использование

Коммерческая деятельность — склады и отправка — конторы и банки допускается использование допускается использование не допускается использование
Кладбища допускается использование допускается использование допускается использование с ограничениями
Производственные предприятия
Производство продуктов питания допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Объекты переработка сельхозпродукции допускается использование с ограничениями допускается использование с ограничениями, но не менее 700м от ВПП не допускается использование
Химические объекты и производства допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Строительная промышленность, допускается использование с ограничениями не допускается использование не допускается использование
Механические цеха допускается использование допускается использование, но не менее 500м от ВПП допускается использование с ограничениями
Производственные бъекты агропромышленного комплекса и малого предпринимательства допускается использование с ограничениями допускается использование с ограничениями, но не менее 700м от ВПП не допускается использование