mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Проект ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О мерах по реализации постановления Правительства Кыргызской Республики Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы

Проект

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

О мерах по реализации постановления

Правительства Кыргызской Республики

Об утверждении Основных направлений развития

дорожной отрасли на 2016-2025 годы

 

В целях развития сети автомобильных дорог и совершенствования системы управления дорожной отрасли,  в соответствии со статьей 87 и 92 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, статьей 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», Правительство Кыргызской Республики

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

  1. Создать государственное предприятие по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования «Чуй автожол», путем реорганизации дорожно-эксплуатационных учреждений, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
  2. Реорганизовать дорожно-эксплуатационные учреждения №1, №25, №28, №40, №42, №43, №954, №958, регионального отделения №1 Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики путем слияния в государственное предприятие «Чуй автожол» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики.
  3. Установить, что государственное предприятие «Чуй автожол» является правопреемником дорожно-эксплуатационных учреждений, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
  4. Утвердить Устав государственного предприятия «Чуй автожол» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики, согласно приложению.
  5. Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики:
  • утвердить передаточный акт по итогам реорганизации дорожно-эксплуатационных учреждений, указанных в пункте 2 настоящего постановления Правительства Кыргызской Республики, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
  • провести конкурс на должности руководителя и заместителей руководителей государственного предприятия «Чуй автожол» и внести кандидатуры в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «О мерах по повышению эффективности системы управления хозяйственных обществ с государственной долей участия» от 20 июля 2012г. №513;
  • до 1 января 2019 года организовать работу создаваемого государственного предприятия, подготовить материально – техническую и финансовую базу;
  • разработать и утвердить систему оценки эффективности работы предприятия и их руководителей;
  • привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением.
  1. Изложить схему управления Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики, утвержденную постановлениемПравительства Кыргызской Республики «О Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики» от 9 августа 2016 года № 436, в редакции согласно приложению к настоящему постановлению Правительства Кыргызской Республики.
  2. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «О совершенствовании управления государственными предприятиями», от 22 февраля 2011 года № 62 следующее изменение:
  • дополнить пунктом 1-10 следующего содержания:

«1-10. Освободить государственное предприятие «Чуй автожол» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики от уплаты 50 процентов чистой прибыли в бюджет по итогам работы за 2019-2021 годы и высвобожденные средства направить на улучшение материально-технической базы предприятия.

Государственному предприятию «Чуй автожол» по итогам работы за 2019-2021 годы представить отчет в Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики и Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики об использовании 50 процентов чистой прибыли, освобожденного от перечисления в бюджет».

  1. Признать утратившими силу подпункты 1,25, 28, 39, 41, 42, 51, 55 приложения к постановлению Правительства Кыргызской Республики «О преобразовании государственных предприятий Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики» от 21 декабря 2016 года № 692.
  2. Министерству юстиции Кыргызской Республики в установленном законодательством порядке провести регистрацию государственного предприятия «Чуй автожол» при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики.
  3. Фонду по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики внести соответствующее изменение в Реестр государственных предприятий в соответствие с настоящим постановлением.
  4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
  5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел строительства, транспорта и коммуникаций Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

 

 

Премьер-министр

    Кыргызской Республики                                     Абылгазиев М.Д.

 

 

 

Министр             ______________ «___»____» 2018г. Ж.К.Калилов

 

 

 

Справкаобоснование

к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики

«О мерах по реализации постановленияПравительства Кыргызской Республики«Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы»

 

 

  1. Цель и задачи

Проект постановления разработан в целях повышения эффективности управления автомобильными дорогами общего пользования, а также во исполнение пунктов 5.1.2.,5.1.3.постановления Правительства КР «Об утверждении Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы», от 1 июля 2016 года №372  и подпункта 1 Плана действий по реализации «Основных направлений развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы».

Проект постановления способствует реализации подпунктов 8.8.1. и 8.8.2. пункта 8.8. «Детализированного плана по демонтажу коррупционных схем и устранения коррупционных рисков в системе государственного управления, регулирования дорожного строительства, ведения хозяйственно-экономической деятельности по содержанию и эксплуатации дорог и дорожных сооружений подведомственными организациями, структурными подразделениями Министерства транспорта и дорог».

 

  1. Описательная часть

В «Основных направлениях развития дорожной отрасли на 2016-2025 годы» был произведен анализ текущей ситуации в отрасли и был сделан вывод о срочной необходимости реформировании системы управления дорожной отраслью, а также эффективного управления дорожными активами.

В настоящее время Департамент дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики(Департамент) несет ответственность за состояние и содержание автомобильных дорог общего пользования и осуществление работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Физические работы по ремонту и содержанию дорог выполняются дорожно-эксплуатационными учреждениями (ДЭУ) Департамента. В общей сложности в дорожном секторе насчитывается 62 организаций: 57 ДЭУ, 4 Управлений автомобильных дорог (УАД) и Государственная дирекция автомобильной дороги Бишкек-Ош. Фактически все работы по ремонту и содержанию дорог осуществляются собственными силами, вся дорожно-эксплуатационная техника принадлежит государству.

Управление дорожным хозяйством сталкивается с рядом проблем.  К ним относятся: очень плохое состояние большей части дорог, недостаток финансирования для ремонта и содержания автомобильных дорог и  неэффективная работа  УАД и  ДЭУ,  ввиду  недостаточного государственного  финансирования, слабого  состояния  и  содержания  оборудования  и  технических средств,  а  также  из-за  неэффективных  методов  управления.

На сегодняшний день транспортные коридоры реабилитируется за счет привлеченных средств от международных финансовых институтов, и вложены огромные финансовые средства. На данный момент завершаются работы по реабилитации транспортных коридоров и необходимо содержать данные дороги на должном уровне.

Состояние многих недавно реабилитированных участков ухудшается в результате несоответствующего содержания дорог[1]. Недостаточное финансирование и ненадлежащее содержание дорог приводит к ухудшению состояния дорожных покрытий, ускоряет разрушения земляного полотна и дорожной одежды, образовывая выбоины, трещины и др. дефекты при этом, уменьшая срок службы автомобильных дорог.

Необходимость реформирования системы управления в дорожной отрасли назрела давно. Прежние попытки реформирования управления дорожной отраслью не реализовались. Технический надзор осуществляется не постоянно в течение всего времени производства работ. Слабая заинтересованность в результатах работы, как следствие низкой заработной платы работников не приводит к нужным результатам.

В идеале нужно добиться схемы Заказчик-Департамент, Подрядчик-государственное предприятие, Инженер-консультант -технический надзор за работами, которая успешно функционирует в развитых странах и используется международными институтами при финансировании строительных работ, и данная схема показала свою эффективность.

Первым этапом реформирования дорожной отраслисогласно ОНРДО 2016-2025 гг. будут создаваться государственные предприятия, которым будет передана дорожно-строительная техника и оборудование дорожно-эксплуатационных учреждений Департамента дорожного хозяйства при МТиД КР,на праве хозяйственного ведения. Создание государственных предприятий— это первый шаг реформирования дорожной отрасли.

В Кыргызской Республике перевозка грузов и пассажиров осуществляется на 97% по автомобильным дорогам. В стране, на данный момент для перевозок грузов и пассажиров нет другой альтернативы. Учитывая вышеизложенное необходимо обеспечить непрерывное и безопасное движение транспортных средств.

В рамках реализации ОНРДО 2016-2025гг. проектом постановления Правительства Кыргызской Республики предлагается создать государственное предприятие«Чуй автожол».

Создаваемое предприятие будет при Министерстве транспорта и дорог КР и его цель неполучение дохода и пополнение бюджета страны, а выполнение стратегической задачи государства по обеспечению круглосуточного и круглогодичного, бесперебойного обеспечения проезда автотранспортных средств по дорогам общего пользования и дорожным сооружениям (тоннели, мосты итп).

В данное время Департамент является и заказчиком и исполнителем (подрядчиком) и надзором, что приводит к конфликту интересов.

Государственное предприятие необходимо для проверки новой схемы управления дорожной отраслью где:

Заказчик дорожных работ – Департамент, а Исполнитель физических работ (подрядчик) – государственное предприятие.

Государственное предприятие создается на базе Регионального отдела №1 (Чуйская обл.) Министерства транспорта и дорог КР. Важно, чтобы у предприятия была свобода и гибкость в организации своей деятельности и распределении ресурсов наиболее эффективным образом.

Государственное предприятие заключит договор с Департаментом дорожного хозяйства, и департамент будет предоставлять средства как заказчик, а предприятие будет выполнять работы по текущему ремонту и содержанию как подрядчик.

 

Сравнение преимуществ и недостатков ГП и ДЭУ

ГП ДЭУ
Плюсы Минусы Плюсы Минусы
Разделение функций Заказчик-Подрядчик-Инженер

Снижение коррупционных рисков

 

Меньшая гибкость в сравнении с частными компаниями   Коррупционные риски и конфликт интересов на всех этапах ведения дорожных работ

 

Ведение самостоятельной экономической деятельности.

Когда ГП ведет экономическую деятельность, то есть осуществляет дополнительные работы частным лицам, у него возникает доход, который направляется на снижение бремени министерства по содержанию дорог. За счет дополнительных доходов обеспечивается деятельность ГП.

Ограничения в использовании прибыли законами и подзаконными актами.   Неэффективное использование техники и ресурсов из-за потребительского отношения к технике и ресурсам государства
Улучшение условий труда и оплаты дорожников

Текущий оклад в частных компаниях ИТР: 20 000 – 70 000 сомов

 

    Низкая зарплата и отсутствие мотивации

Текущий оклад ИТР: 6000-6500 сомов

Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов     Высокий уровень текучести кадров и низкое качество организации, планирования и выполнения работ
Более ответственное содержания дорог (Договорная обязательства, штрафы)     Низкое качество содержания дорог
Полная свобода в заключении сделок для получения доходовнаправляемого на содержания ГП

 

    Не имеет права вести хозрасчетную деятельность

Не имеет права заключать сделки, в целях получения прибыли

Снижается нагрузка на бюджет в связи с выводом сотрудников из штата государственного органа.

Гибкость в использовании кадров по сезонному характеру.

    Постоянна нагрузка на бюджет.
Содержание дорожно-строительной техники и оборудования, зданий за счет ГП     Содержание дорожно-строительной техники и оборудования, зданий за счет республиканского бюджета

 

 

  1. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий

Негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не предполагается.

 

Экономические последствия

Ожидается, что по основному виду деятельности ГП, а именно: по текущему ремонту и содержанию дорог, предприятие должно обеспечивать, как минимум, безубыточное производство, покрывая затраты в соответствии с утвержденными нормативами финансирования на 1 кв.м автомобильных дорог общего пользования в зависимости от их категории и месторасположения.

Одновременно с этим, в связи с наличием права участия в тендерах по капитальному ремонту автодорог и осуществления иной сопутствующей экономической деятельности, у ГП появляется возможность получения прибыли и, соответственно, улучшения материально-технической базы предприятия (приобретения новой дорожно-строительной техники и оборудования, проведение капитального ремонта машин и др.).

Так, согласно расчетам, исходя из текущего парка дорожно-строительных машин, только в результате проведения работ по капитальному ремонту автодорог (устройство асфальтобетонного покрытия) рентабельность затрат ГП составит порядка 10%, рассчитанной по формуле:

где:

Рзатрат – рентабельность затрат, в процентах

ЧП – чистая прибыль после уплаты налога на прибыль, млн. сомов

АДСМ – начисленная амортизация дорожно-строительной техники, млн. сомов

СР – себестоимость работ, млн. сомов

Ниже приведен примерный отчет о прибылях и убытках по устройству асфальтобетонного покрытия.

Расчет прибыли Госпредприятия по капитальному ремонту автодорог

Наименование статей сумма,

млн. сомов

в % к объёму работ
Объём работ: устройство а/б покрытия (2 слоя) 155,700 100%
Себестоимость работ — всего, в т.ч.: 142,592 92%
материалы 134,559 94%
фонд заработной платы 2,177 2%
производственные накладные расходы 5,856 4%
Валовая прибыль 13,108 8%
Административно-управленческие расходы 1,956 1%
Прибыль предприятия 11,152 7%
Налог на прибыль (10%) 1,115 1%
Чистая прибыль 10,037 6%
Коэффициент рентабельности затрат, в %% 9,8 %

 

Планируется, что по дополнительным контрактам ГП прибыль должна составлять не менее 10% от объема выполненных работ, оказанных услуг.

Необходимо освободитьпилотное государственное предприятие от уплаты в бюджет 50% чистой прибыли по итогам финансового года в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 февраля 2011 года № 62.

Во-первых, создание ГПявляется пилотным проектом для отработки на практике новой схемы управления и финансирования дорожной отрасли и выявления потенциальных сложностей и значимых факторов, которые могут повлиять на процесс перехода к коммерциализации дорожной отрасли.

Это относится, главным образом, к вопросам становления систем учета и отчетности, мониторинга и надзора за качеством работ, планирования дорожных работ, выявления узких мест в новой нормативной базе и существующем бюджетном законодательстве, оценки объемов бюджетного финансирования, оценки охвата бюджетных ассигнований нормативного объема требуемых дорожных работ и другим вопросам.

Таким образом, на данном этапе существует достаточный массив неопределенностей в обеспечении бесперебойного производственного процесса дорожно-строительных работ. В этой связи, говорить о получении прибыли и отчислениях в бюджет части прибыли на данном этапе реформы преждевременно.

Во-вторых, ежегодная недостаточность бюджетного финансирования работ по среднему, текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них приводит к постепенному ухудшению общего состояния дорожной сети и накоплению работ по капитальному ремонту, реконструкции и реабилитации дорог и дорожных сооружений, требующих внушительных финансовых вложений. На сегодняшний день, в связи с дефицитом бюджетных средств, выделяемых дорожному хозяйству, фактический объем выполненных работ по среднему и текущему ремонту и содержанию дорог и дорожных сооружений составляет не более одной трети от нормативного объема. Для оптимизации бюджетных расходов и повышения эффективности государственных инвестиций, необходимо довести объем фактических работ по ремонту и содержанию дорог и дорожных сооружений до нормативной потребности. Ежегодное увеличение объемов подрядных работ потребует соответствующего наращивания людских и материальных ресурсов и роста потребности в дорожно-строительной технике, что, в свою очередь, приведет к необходимости адекватного увеличения бюджетного финансирования.

В этой связи, изымать из финансового оборота государственного предприятия части прибыли на этапе становления и развития новой системы управления и обслуживания дорожной отрасли представляется нецелесообразной и экономически необоснованной мерой.

Изъятие части прибыли на этапе становления предприятия подрывает его экономическую жизнедеятельность и финансовую самостоятельность в вопросах управления производственным процессом, а также исключает мотивацию на повышение эффективности управления государственным предприятием.

Учитывая вышеизложенное, предлагается освободить пилотное государственное предприятие от отчисления в бюджет 50% прибыли на период становления предприятия или по итогам 2019-2020 финансовых годов, наряду с мерой по использованию прибыли на укрепление материально-технической базы и расширению производства.

 

  1. Информация о результатах общественного обсуждения

Предлагаемый проект постановления был опубликован для общественного обсуждения на официальных веб-сайтах Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики.

 

  1. Анализ соответствия проекта законодательству

Проект постановления Правительства Кыргызской Республики Кыргызской Республики разработан в соответствии со статьей 87 (Создание и учредительные документы юридического лица) и 92 (Реорганизация юридического лица) Гражданского кодекса Кыргызской Республики, статьей 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики».

Статья 32 Закона КР «Об автомобильных дорогах» предусматривает обязательства по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Эти обязательства в данной статье указывают на то что, дорожные органы уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог, ведающие автомобильными дорогами общего пользования обязаны ремонтировать и содержать автомобильные дороги в состоянии, отвечающем требованиям безопасности дорожного движения, обеспечивать благоустройство этих дорог, развитие их сетей и целевое, рациональное и эффективное использование выделяемых для этого финансовых ресурсов. Кроме того указанная статья предусматривает, что ремонт и содержание автомобильных дорог обеспечивается дорожными органами уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и коммуникаций, в ведении которых они находятся. Согласно статьи 13 Закона КР «Об автомобильных дорогах», дорожные органы — это предприятия и организации, уполномоченные осуществлять функции управления дорожной деятельностью, содержащие на своем балансе автомобильные дороги общего пользования и одновременно обеспечивающие их развитие, ремонт и содержание.  Из этого следует, что государственноепредприятие может являться дорожным органом, которое будет выполнять работы по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Дорожно-эксплуатационные учреждения№1, №25, №28, №40, №42, №43, №954, №958, находящиеся в Чуйской области,пройдут процедуру реорганизации путем слияния в государственное предприятие «Чуй автожол». Дорожно-строительная и обслуживающая техника, другое движимое и недвижимое имущество, указанных учреждений перейдет государственному предприятию на праве хозяйственного ведения без права отчуждения по передаточному акту, подготавливаемому Департаментом дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог.

Государственное предприятие «Чуй автожол» в своем уставе будет иметь главную цель своего создания – это зимнее, летнее содержание дорог области и проведение текущего ремонта.

Проект постановления Правительства Кыргызской Республики был проанализирован и подготовлен в соответствии:

1) с постановлением Правительства Кыргызской Республики «О вопросах образования подведомственных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных органов исполнительной власти Кыргызской Республики и создания государственных предприятий» от 6 июня 2007 года №211, в части соответствия норм проекта постановления действующему порядку создания государственного предприятия и координирования его деятельности профильным ведомством.

2) c постановлением Правительства Кыргызской Республики «О мерах по повышению эффективности системы управления хозяйствующих субъектов с государственной долей участия» от 20 июля 2012 года №513, в части назначения руководителя и заместителей государственного предприятия.

 

  1. Информация о необходимости финансирования

Проект постановления не предусматривает дополнительного финансирования из республиканского бюджета.

 

  1. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)

Проект постановления не затрагивает права и законные интересы юридических лиц и не подлежит проведению АРВ.

 

 

 

 

Министр                                                  Ж.К. Калилов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

СХЕМА
управления Министерства
транспорта и дорог Кыргызской Республики

Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики
Центральный аппарат
Агентство гражданской авиации
Государственное предприятие «Кыргызаэронавигация
Коллегия
Департамент дорожного хозяйства
Проектно-изыскательский институт

«Кыргыздортранспроект

Государственное учреждение

«Производственно-инновационный центр»

Агентство автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля
Государственное предприятие

«Национальная компания Кыргызтемиржолу»

Государственные предприятия автовокзалов и автостанций
Государственное предприятие
«Чуй автожол»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Содержание дорог – это очистка дорог (снег,  наледь, снежный накат, водоотвод, мусор), ликвидация ям, установка дорожных знаков, выравнивание обочины и откосов, очистка труб и мостов.