mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Новая технология укладки асфальта в Кыргызстане. ЩМА

В социальных сетях не прекращаются споры о дорогах в Бишкеке. Сравнительно прежних лет количество возмущений снизилось, однако вопросы начали возникать уже по качеству.

Одним из обсуждаемых тем стало применение новой технологии укладки асфальта — щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). У ряда специалистов зародилось много вопросов по поводу этой технологии, так как новый уложенный асфальтобетон существенно отличался от обычного. Пользователи соцсетей выражали сомнения, что уложенный асфальт «переживет» зиму.

Вопреки ожиданиям скептиков, сегодня можно наблюдать, что в Бишкеке проблема бездорожья в какой-то степени решилась — за последние два года в рамках китайского гранта полностью отремонтировано 49 улиц, еще на 23 улицах восстанавливают дорожное покрытие. При укладке 23 улиц протяженностью 38 км Бишкек решил применять технологию ЩМА.

О преимуществах и особенностях этой технологии АКИpress спросил у специалистов.

Заместитель начальника Управления капстроительства мэрии Бишкека Улан Уезбаев развеял мифы о том, что из-за отверстий в дорожном полотне может собираться вода, и зимой при замерзании может разрушить дорогу.

«Многие ошибаются. В ЩМА больше добавления битума, песка, смеси, которые позволяют, наоборот, уменьшить проникновение воды к основанию самой дороги. ЩМА позволяет не только улучшить поверхность дороги, но увеличивает срок эксплуатации», — рассказал он.

Особенностью структуры ЩМА является наличие щебеночного каркаса, в котором все пустоты между щебнем заполнены смесью битума с дробленым песком и минеральным порошком.

Инженер компании «Чайна Роуд» Эрмек Аширалиев, который вместе со своей командой укладывает асфальт по новой технологии в Бишкеке, также рассказал о преимуществах ЩМА.

По его словам, в щебеночно-мастичном асфальтобетоне идет большее количество щебня, соответственно у него будет улучшенный каркас.

«Кыргызстан находится в резко континентальной климатической зоне, ЩМА более устойчив к температурным перепадам, трещинам и более морозостоек», — отметил инженер.

Где используют ЩМА?

По словам замглавы УКС Улана Уезбаева, технология ЩМА была разработана еще в 1960-х годах в Германии. Эта технология широко используется в России, Казахстане и других странах.

В Кыргызстане его начали использовать с 2016 года. В рамках проекта «Север-Юг» в то время было решено принять новую технологию, которая используется в других странах. Основной задачей было увеличение прочности дороги, потому что щебеночно-мастичный асфальтобетон позволяет улучшить плотность дороги.

В 2018 году ЩМА начали использовать в Бишкеке по проекту «Реабилитация городских улиц». В него включено 23 улицы, на сегодняшний день завершено 18 улиц. Остальные планируют закончить к саммиту ШОС, который состоится в середине июня.

Список 23 улиц:

ул. Айни от ул. Псковской до ул. Токтоналиева
ул. Термечикова от ул. Л. Толстого до ул. Гагарина
бул. Эркиндик от ул. Туголбай –Ата до ул. Фрунзе
ул. Жибек-Жолу от ул. Т. Молдо до пр. Манас
ул. Абая от ул. Медерова до ул. Горького
ул. Баха от ул. Семетей до ул. Масалиева
ул. Баха от ул. Гагарина до ул. Л. Толстого
пр. Чуй от ул.Шабдан Баатыра до ул. Айтматова
ул. Салиева от ул. М. Ауэзова до ул. Лермонтова
ул. Усенбаева от пр. Ж. Жолу до БЧК
пр. Чуй от ул. Павлова до пр. Манаса
ул. Репина от ул. Куюкова до ул. Гагарина
пр. Манас от ул. Жибек-Жолу до ул. Семетей
ул. Московская от ул. ул. Абдрахманова до ул. Суюмбаева
ул. Шабдан Баатыра от ул. Анкара допр. Чуй
ул. Ахунбаева от ул. Бакаева до ул. Садырбаева
ул. Нуркамал от ул. Каралаева до ул. А. Токомбаева
ул. Ахунбаева от ул. Айтматова до ул. Бакаева
ул.Уметалиева от. Боконбаева до пр. Ж. Жолу
ул. Жайыл-Баатыра от ул. Садырбаева до ул. Тыналиева
ул. Токтогула от пр. Манас до ул. К. Акиева
ул. Алтымышева от ул. Баха до ул. Бакаева
ул. Репина от ул. Гагарина до ул. Л. Толстого.
По словам замглавы УКС Уезбаева, в основном, ЩМА используется при строительстве автомагистралей, городских дорог, где плотность автомашин увеличена. Также он отметил, что в последнее время ЩМА начали использовать в аэродромах. «Так как трение шинами намного лучше, чем у обычного асфальтобетонного покрытия», — рассказал он.

Проспект Жибек Жолу, 2018 год.

Как рассказал инженер «Чайна Роуд» Э.Аширалиев, в ЩМА большее количество щебня и битума, за счет этого идет меньше влагонасыщения асфальта, и нагрузка распределяется по нижним слоям равномерно. Это уменьшает давление на нижние слои. Также он рассказал, что из-за большого количества битума, асфальт трещиностоек.

«Новая технология намного лучше старого привычного для нас асфальта. Как показывает практика, никаких дефектов на бишкекских дорогах пока нет. Зимний мороз пережили», — рассказал специалист.

Об использовании технологии при строительстве альтернативной трассы «Север-Юг» рассказал заместитель генерального директора проектно-изыскательного института «Кыргыздортранспроект» Кубанычбек Ормонов. Он непосредственно участвует в строительстве данной трассы.

Главной причиной использования ЩМА, по его словам является то, что у него физико-механические и другие параметры намного выше обычного асфальтобетона. На сегодняшний день уложено около 100 км трассы «Север-Юг».

Подробнее о строительстве дороги «Север-Юг» смотрите в документальном фильме по ссылке: Север-Юг — Дорога в будущее.

«Строительство велось также в участке с более суровыми климатическими условиями — это участок в районе села Казарман. Это перевальные участки, где дождевые и снеговые воздействия больше, где температура зимой ниже, чем на других участках. Там ЩМА был уложен в три года назад. За это время проблем не было», — рассказал он.

Специалисты объяснили преимущество новой технологии с экономической точки зрения. Стоимость ЩМА выше обычного асфальта на 18%. Но срок эксплуатации у него дольше почти в два раза: ЩМА может прослужить до 15-20 лет, тогда как обычный асфальтобетон — 10-12 лет.

Основное отличие ЩМА от обычных асфальтобетонов заключается в его жёсткой каркасной структуре в слое покрытия. Такая структура обеспечивает передачу нагрузки с поверхности в нижележащие слои через непосредственно контактирующие друг с другом отдельные крупные частицы каменного материала. Тем самым достигается существенное снижение деформаций слоя покрытия, как в продольном, так и в поперечном направлениях.

Специалисты перечислили положительные свойства ЩМА:

сдвигоустойчивость при высоких температурах эксплуатации;
шероховатая текстура поверхности и хорошее сцепление с колесом автомобиля;
высокая износостойкость, в том числе к действию шипованных шин;
водонепроницаемость;
трещиностойкость при деформациях покрытия и при механических воздействиях транспортных средств;
устойчивость к старению.
То, что щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси становятся все более популярными в технически развитых странах, является следствием комплекса высоких эксплуатационных качеств и долговечности устраиваемых из них дорожных покрытий. И, возможно, в скором будущем качество новых дорог в Кыргызстане выйдет на новый уровень безопасности и долговечности.