mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Минтранс предлагает при ремонте автодорог отойти от использования собственной рабочей силы и привлечь частных поставщиков

Министерство транспорта и дорог в целях улучшения содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений предлагает утвердить Положение о порядке содержания автомобильных дорог общего пользования на основе заключения договора закупки услуг.

Целью проекта является внедрение нового метода содержания автомобильных дорог общего пользования республиканского значения на основе заключения договора закупки услуг у частных поставщиков или в мировой практике контрактов, ориентированных на результат (КОР). Новый метод не урегулирован в действующем законодательстве. Проект Положения будет одним из альтернативных инструментов регулирования порядка зимнего и летнего содержания дорог в нормативном состоянии.

В настоящее время Департамент дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и дорог несет ответственность за эксплуатационное состояние и содержание автомобильных дорог общего пользования. Департамент составляет план по содержанию дорог, в том числе планирует необходимое оборудование и разрабатывает годовой бюджет. После утверждения титульного списка, Департамент распределяет средства между Дорожно-эксплуатационными учреждениями (ДЭУ) в регионах.

Финансирование осуществляется из республиканского бюджета и работы по содержанию дорог выполняются ДЭУ. В общей сложности в дорожном секторе насчитывается 62 организации: 57 ДЭУ, 4 Управлений автодорог (УАД) и 1 Госдирекция автодорог Бишкек—Ош. Фактически все работы по содержанию дорог осуществляются собственными силами, вся дорожно-эксплуатационная техника принадлежит государству. ДЭУ являются единственными организациями, которые проводят работы по содержанию дорог в летнее и зимнее время. Оплата их работы производится за натуральные величины или объем выполненных работ. Например, оплата за ямочный ремонт исчисляется количеством заделанных ям, кубометром использованного асфальта и бетона, потраченных человек-часов и т.п. Такая система содержания дорог становится дорогостоящей.

Согласно справке-обоснованию, управление дорожным хозяйством сталкивается с рядом проблем. К ним относятся: очень плохое состояние большей части дорог, недостаток финансирования для содержания сети автомобильных дорог и неэффективная работа УАДов и ДЭУ, ввиду неадекватного состояния и содержания оборудования, дорожной техники и технических средств, а также из-за неэффективных методов управления.

В настоящее время транспортные коридоры реабилитируется за счет привлеченных средств от международных финансовых институтов и вложены огромные финансовые средства. На данный момент завершаются работы по реабилитации транспортных коридоров, которые необходимо содержать на должном уровне. Если государство своевременно не примет необходимые меры и не будет содержать их на должном уровне, то восстановленные дороги быстро придут в ненормативное состояние.

На текущий ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования из республиканского бюджета ежегодно предусматривается более 600 млн сомов, на ремонт дорожно-строительной техники 105 млн сомов, на заготовку инертных материалов 30 млн сомов и учитывая другие затраты, общие финансовые расходы доходят до 750 млн сомов.

Дорожные органы во многих странах перешли от использования собственной рабочей силы к контрактам с привлечением частных поставщиков. В настоящее время многие страны успешно применяют новый вид контракта, ориентированного на результат (КОР), выполняемый частным поставщиком услуг. Данный вид контракта активно внедряется в дорожном секторе в течение последнего десятилетия.

КОР коренным образом отличается от контрактов подряда по видам работ, которые традиционно применяются в дорожном хозяйстве. КОР – это тип контракта, в котором оплата работ по управлению и содержанию дорожной инфраструктуры напрямую связана с выполнением или перевыполнением подрядчиком четко поставленных минимальных требований по качественным показателям.

В традиционных контрактах по видам работ, дорожный орган как заказчик обычно определяет способы, технологии, материалы и их объемы, а также сроки проведения физических работ по содержанию дорог. Оплата подрядчику, (в нашем случае ДЭУ Департамента дорожного хозяйства) зависит от объема его вложений (кубометрах асфальтобетона, количестве рабочего времени, и т.д.). В КОР заказчик (Минтранс) не регламентирует требования к методам или материалам при условии, что технические требования соблюдаются. Вместо этого, он определяет качественные показатели, которые подрядчик должен соблюдать при оказании услуг по содержанию дорог.

Приобретение услуг по содержанию дорог, основанных на КОР, предполагает проведение конкурса закупок, который завершается контрактными отношениями и оплатой не за вложенный объем работ и материалов, как в традиционном подряде, а за достигнутые результаты.

В данном случае подрядчик получает оплату, не за количество заделанных выбоин, а за результат работы: отсутствие открытых выбоин (или, другими словами, 100% заделанных выбоин). Невыполнение качественных показателей работ или несвоевременное исправление обнаруженных дефектов отражается на оплате, обычно путем наложения штрафов. При соблюдении показателей, оплата подрядчику производится в полном объеме, как правило, равными частями ежемесячно.

В чем заключаются главные отличия применения метода КОР от традиционных методов? Отличительная особенность КОР заключается в том, что значительное количество риска и обязанностей, которые ранее несла дорожная администрация, теперь возложены на подрядчика. С одной стороны, заказчик не ограничивает подрядчика в принятии решений «что делать», «когда делать» и «как делать». Подрядчик может выбирать и внедрять новые технологии с целью снижения затрат, но не с целью предоставления более низкого качества услуг, что оговорено в контракте. С другой стороны, теперь подрядчик несет полную ответственность в случае плохого управления, а именно, за свои ошибки в: (а) оценке износа инфраструктуры; (б) выборе необходимого технического проекта, технических характеристик и материалов, которые соответствуют техническим характеристикам, принятым в стране; (в) планировании работ по обслуживанию; а также, (г) оценке объемов работ.

Выбор подрядчика для реализации КОР проводится на основании Закона «О государственных закупках».

Продолжительность КОР обычно дольше традиционных контрактов по видам работ. Это объясняется тем, что в данной ситуации подрядчик больше несет риска и ответственности, а также обязан проводить некоторые работы по содержанию дорог с периодичностью в несколько лет.

Критерии показателей и эффективности результатов будет определяться в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

Применение метода КОР вышеуказанных зарубежных стран привел экономию финансовых средств от 10 % до 40%. Учитывая опыт зарубежных стран, применение метода содержания дорог на основе заключения договора закупки услуг, в Кыргызской Республике сэкономило бы около 150 млн сомов, говорится в документе.
Подробнее: www.tazabek.kg/news:1434169?f=cp