mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Как рассчитают размеры сборов за проезд по дорогам Кыргызстана

Согласно Закону «Об автомобильных дорогах», за проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов взимается сбор. Данный сбор также предусмотрен Кодексом о неналоговых доходах, в соответствии с которым плательщиками сбора являются владельцы грузовых транспортных средств и автобусов. 

 

Ставка сбора за один километр проезда по автомобильным дорогам общего пользования устанавливается в зависимости от категории грузового транспорта и автобусов. 

 

Минимальная ставка сбора за 1 км проезда по дорогам общего пользования для категорий транспортных средств составляет 1/100 часть среднечасовой средней заработной платы по Кыргызской Республике. То есть, при нынешнем размере среднемесячной заработной платы в 188 493 сом ставка сбора составит 1,16 сом за километр. 

 

Расчет тарифа сбора для других категорий грузовых транспортных средств, с грузоподъемностью более 12 тонн рассчитывается путем умножения минимальной ставки сбора на отношение грузоподъемности согласно категории грузового транспорта к минимальной грузоподъемности. К примеру, для большегрузных автомобилей грузоподъемностью 12 тонн тариф составит 3,98 сом. 

 

Тариф сбора для транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки равен соответственно 10% и 20% от минимального тарифа, или 0,12 сом и 0,23 сом соответственно. 

 

Рекомендуемые ставки сбора за проезд по автомобильным дорогам общего пользования.

 

Категория транспортных средств Ставка сбора за 1 км 

(сом)

Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с разрешенной максимальной массой не более 5 тонн 0,1
Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с разрешенной максимальной массой более 5 тонн 0,2
Транспортные средства для перевозки грузов, с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, но не более 12 т  1,2
Транспортные средства для перевозки грузов, с разрешенной максимальной массой более 12 т, но не более 25 т 4,0
Транспортные средства для перевозки грузов, с разрешенной максимальной массой более 25 т 8,3

 

Напомним основные положительные стороны введения сборов за проезд по автомобильным дорогам Кыргызстана:

  • Во-первых, это, конечно же, улучшение дорожной сети. Любой бюджет разрабатывается на основе налогов и других поступлений в казну. В случае с Кыргызстаном – это катастрофический дефицит средств, строительство дорог за счет кредитов. Государству же необходимо финансировать и другие направления, как здравоохранение, социальное обеспечение и т.д., а не только развивать дорожную инфраструктуру. Привлечение дополнительных частных средств может значительно улучшить ситуацию с качеством дорожного покрытия и протяжённостью сети;
  • дополнительные поступления в бюджет. Полученные таким путём средства можно направлять на обслуживание существующих и строительство новых дорог. Такие методы давно используют в развитых странах, поэтому не нужно удивляться качеству и разветвлённости их дорожных сетей.

Если говорить об отрицательных моментах выбора маршрута по платным дорогам, то он тут один: придётся оплатить стоимость проезда. 

В чём выгода перевозчиков?

В министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики считают, что главную пользу получают транспортные компании. При создании таких дорог используются последние разработки в области дорожного покрытия. На них практически не встречаются ямы или выбоины. Платные трассы имеют хорошую разметку и повышенную безопасность при передвижении. Транспортные средства, передвигающиеся по качественному покрытию, испытывают низкие нагрузки на автомашины, поэтому могут дольше служить и требуют меньших расходов на обслуживание и ремонт. Косвенную пользу от этого получает и заказчик, то есть все граждане. Они могут рассчитывать на меньшие тарифы и скидки.

Хорошее дорожное покрытие позволяет транспортным средствам передвигаться с большей скоростью, чем по обычным федеральным дорогам. Таким образом, сокращается время доставки товаров к месту назначения. 

Другие преимущества платных дорог

На наших автотрассах транспортные средства идут нескончаемым потоком, создавая массу неудобств водителям. Платные дороги не испытывают таких проблем. Водители чувствуют себя на них свободно и комфортно.

Если планируется доставка ценного груза, которому противопоказана сильная встряска и ямы, то проезд по бесплатной дороге может принести невосполнимый вред. Часто неровности и ухабы стают причиной некачественной доставки. Хрупкие вещи просто не выдерживают такой нагрузки, поэтому стоит несколько раз подумать перед выбором варианта маршрута.

По словам автолюбителя и владельца рекламной компании Кайрата Турсунбаева, он готов оплачивать проезд и доставку товаров по платным дорогам. «Мы работаем по всей республике, доставляем и устанавливаем рекламную продукцию. Часто бывает так, что из-за пробок или плохих дорог, наша продукция доставляется не вовремя или что еще хуже – с повреждениями. В таких случаях мы вынуждены все переделывать. Конечно, я бы ездил по платным дорогам, если они в действительности будут комфортными и безопасными. Однако, считаю, что у людей должен быть выбор – ездить по платным или бесплатным», — отмечает он. 

Платные трассы, по информации Главного управления организации дорожного движения Министерства внутренних дел КР, не будут испытывать перегрузок. Главное нужно уже сейчас активно заняться созданием удобной системы оплаты услуг, чтобы не пришлось расплачиваться впоследствии длинными очередями и негативными отзывами недовольных водителей. Хочется верить, что этому вопросу уделяется достаточное внимание при разработке государственной стратегии развития дорожной сети.