mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

 27-28 июня 2018 года состоялся пресс-тур журналистов с целью ознакомления со строительством Альтернативной автодороги Север-Юг

whatsapp-image-2018-06-28-at-14-21-05 whatsapp-image-2018-06-28-at-14-21-06 whatsapp-image-2018-06-28-at-14-21-07 whatsapp-image-2018-06-28-at-14-21-11 whatsapp-image-2018-06-28-at-14-21-14 whatsapp-image-2018-06-28-at-14-21-16

27-28 июня 2018 года состоялся пресс-тур журналистов с целью ознакомления со строительством Альтернативной автодороги Север-Юг. Как всем уже известно, в последние дни  активно обсуждается сброс неизвестного пользователя Facebook, распространившего в соцсети информацию о том, что стоимость проекта по строительству автодороги Север – Юг была завышена в несколько раз и в качестве примера приводит в сравнение проект реконструкции участка автодороги Балыкчы-Чолпон-Ата-Корумду.  Неизвестный пользователь без соответствующих фактов обвиняет в этом нынешнего министра транспорта и дорог Жамшитбека Калилова, занимавшего в 2013 году должность директора проектного института «Кыргыздортранспроект».

Неизвестным пользователем Facebook выводы, сделаны на основании сравнения стоимостей на реализацию двух несравнимых между собой объектов, и являются некорректными.

Во –первых, на дороге Балыкчы-Чолпон-Ата-Корумду  осуществляется реабилитация существующей трассы с уширением существующего земляного полотна, мостов и труб, проезжей части в равнинной местности, и стоимость работ предусматривает прокладку дорожной одежды, устройство земляного полотна, труб на готовом основании, т. е. на базе существующей дороги, протяженностью 104 км.

Строительство дороги Север-Юг – это проект  на строительство новой дороги второй технической категории с шириной земляного полотна 15 метров, с двухслойным асфальтобетонным покрытием, толщиной 15 см в труднодоступных  условиях горной и сильнопересечённой местности с суровыми природно-климатическими условиями и по бездорожью, а также с различными грунтами по твердости, включая скальные породы. На проектном участке не только отсутствуют существующие грунтовые дороги, но и подъездные дороги к объекту.

Проектом предусмотрено строительство земляного полотна по косогору с большим объемом земляных работ, тоннеля, длиной более 3,8 км на высоте более 2600 метров над уровнем моря, длинных эстакадных мостов, протяженностью более 1400 метров, круглых и прямоугольных труб различных размеров, которые расположены по косогору. Заложение опор эстакадных мостов составляет до 40 метров в глубину, высота опоры мостов над поверхностью земли достигает более 36 метров. Для обеспечения надежности трубы на выходе укреплены подпорными стенками, высотой более 5-6 метров  на полную ширину лога. Дородная одежда рассчитана на нагрузку, на одиночную ось в 11,5 тонн и асфальтобетонное покрытие имеет толщину в 15 см, при этом верхний слой покрытия представлен щебёночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА), который является новым более устойчивым материалом в условиях резко-континентального климата Кыргызстана.

Для строительства тоннеля, больших, средних и малых мостов, труб различных размеров и сечений с подпорными стенками, на установку железобетонных и металлических барьерных ограждений   требуется бетон, железобетон, металл различного сортамента, цемент, битум и компоненты к нему для приготовления ЩМА в большом объеме по сравнению с другими проектами. Новое строительство также предусматривает большой объем земляных работ по косогору.

В процессе производства работ по строительству новой дороги,  для доставки техники, материалов и организации работ по реализации проекта были построены  пионерные дороги, длиной более 150 км и временных мостов. В отличие от ранее реабилитированных дорог ширина земполотна увеличилась с 12 м. до 15 м, проезжая часть с 7 до 7,5 м с укрепительными полосами с 8 м до 9 м, что соответственно увеличиваются длины водопропускных труб.         В пределах населенных пунктов предусматриается 4-х полосная проезжая часть, большая протяженность тротуаров, остановок, пвавильонов и благоустройство территории.

Верхний слой асфальтобетонного покрытия устраивается из  Щебеночного мастичного асфалтобетона (ШМА), приготовление которого примерно на 30% дороже  стоиморсти  приготовления обычной асфальтобетонной смеси. Более высокая стоимость ЩМА обусловлена использованием битума в большем количестве, чем для обычного асфальтобетона, в котором содержание зерен пластинчатой (лещадность)  и игловатой формы в щебне должно быть не более 15 % против  35%  у обычного асфальтобетона.  Содержание дробленных зерен щебня из гравия должно быть не менее 85 % против 60% обычного асфальтобетона. Для ЩМА используются дорогостоящие  стабилизирующие  импортные  добавки: TOPCEL, который улучшает адгезионные свойства между каменным материалом и битумом, препятствуют стеканию избыточного количества вяжущего; Eurotherm – позволяет достичь требуемого сцепления вяжущего с каменными материалами кислых пород и обеспечить требуемую водостойкость.

Неизвестный пользователь Facebook утверждает, что все документы и расчеты о стоимости Альтернативной дороги Север-Юг хранятся в Министерстве «под семью печатями».

Хранение и обеспечение сохранности оригиналов всех важных документов, включая оригиналы контрактов, банковских гарантий всех типов и других документов после их регистрации в установленном порядке и вступление их в силу, является ответственностью Министерства. И в повседневной работе заверенные копии используются каждый день без всякого секрета, по запросу депутатов Жогорку Кенеша КР, Аппарата Правительства КР и средств массовой информации копии представляются в соответствии с Законом «О доступе к информации», без ограничения и соответственно были доступны всем.

Именно на месте , при посещении и знакомстве с ходом реализации проекта Альтернативной автодороги Север-Юг,Фаза1, журналисты смогли убедится с масштабностью проекта Необходимо отметить, что этот мега проект века надо просто увидеть один раз, то есть  масштабы строительства данной дороги. Чтобы разместить дорогу необходимо было разрыхлить и разработать горную породу на склонах гор. Миллионы м3 земли и материалы используются здесь.  Посетившие автодорогу во время пресс-тура  воочию увидели участок фазы 1 от с. Кызыл-Жылдыз –до  с. Арал (км 183-195), с. Казарман – г. Джалал-Абад (км 291-433), включая тоннель через перевалКок-Арт длиной 3,8 км. В настоящее время пробурен со стороны Северного портала около  1 км, а штольня более 1км. Донором выступает Экспортно-Импортный Банк Китая, сумма кредита 399,9 млн. долл. США из этих средств освоено 67процентов, начало строительных работ    апрель 2014 года и завершение запланировано, с учетом дефектного периода, на ноябрь 2019 года.Участок 1 с. Кызыл-Жылдыз – с. Арал, протяженностью 12,4 км, полностью завершен в конце строительного сезона 2016 года. Участок 2 с. Казарман – г. Джалал-Абад, протяженностью 138,5 км, включая тоннель на перевале Кок-Арт. Здесь уложено асфальтобетонное покрытие нижний слой 86,4 км, толщиной 9 см; верхний слой 60,12 км, толщиной 6 см.Проходка тоннеля с галереей: с южного портала          – 483 м,     штольня – 552 м. с северного портала – 966 м,          штольня – 1280 м.Строительные работы освоены на сумму 264 млн. долл. США (67%). В настоящее время ведутся строительные работы.

   Журналисты также ознакомились со строительством альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, фаза 2 ,участок с. Арал – с. Казарман (км 195-291).Протяженность                       99,23 км, из них:новое строительство              86,03 км, реконструкция 13,2 км, сумма кредита:  298,7 млн. долл. США освоено из этих средств 59процентов. Начало строительных работ август 2015 года,завершение запланировано с учетом дефектного периода на октябрь 2021 года. Строительные работы

уложено асфальтобетонное покрытие нижний слой 5 км, толщиной 9 см;

На проектном участке ведутся строительство 2 эстакадных мостов общей протяженностью 1472 пм. Первый эстакадный мост на 282 км — длиной 1076 м, из 72 свай залито 43, также возводятся 5 опор, все высотой 7 метров.

Второй эстакадный мост на 285 км — длиной 396 м, из 36 свай залито 22, еще 10 сваи в работе, также возведены 6 опор средней высотой 28 м, кроме этого возводятся 5 опор. Ведутся работы по армированию 6 коробчатых балок. Строительные работы освоены на сумму 176 млн. долл. США (59%).В настоящее время ведутся строительные работы.

 

Журналистам в ходе поездки была предоставлена информация по проекту строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, фаза 3, Проект Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и ЦАРЭС 3 (89 км – 159 км), протяженностью 70 км донором является Азиатский Банк Развития.Дата подписания Соглашения: 2 декабря 2016 года.Дата ратификации Соглашения: Закон КР от 29 апреля 2017 года № 71Сумма проекта:                           114,35 млн. долларов СШАюВ настоящее время ведутся тендерные процедуры по отбору подрядчика. Начало мобилизации Подрядчика запланировано в 2018 году. Завершение запланировано, с учетом дефектного периода, 2022 году

В настоящее время завершаются тендерные процедуры по отбору подрядчика. Оценочный отчет направлен на одобрение АБР.

 

        По строительству альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, фаза 3, Проект Пути соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 3, Дополнительное финансирование

(г. Балыкчы-км 0-43; с. Кочкор — с. Эпкин (км 64-89) донор         является АБР, участок г.Балыкчы-км 0-43; с.Кочкор — с.Эпкин, протяженность:       68 км.,сумма проекта: 95,8 млн. долларов США;начало строительных работ запланировано на 2019 года, завершение         2023 года.В настоящее время ведутся переговоры с АБР по финансированию проекта.

 

Пресс-служба МТиД КР