mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

14 февраля 2023 года состоялась коллегия министерства транспорта и коммуникаций КР по итогам работы ведомства в 2022 году и задачах на 2023 год

14 февраля 2023 года состоялась коллегия министерства транспорта и коммуникаций КР по итогам работы ведомства в 2022 году и задачах на 2023 год с участием заместителя председателя Кабинета Министров КР Б.Торобаева под председательством министра транспорта и коммуникаций КР Т.Текебаева. С докладом о деятельности МТИК КР выступил начальник Управления экономики, анализа и стратегического планирования Дуйшобаев А.Д., который рассказал о деятельности МТиК КР. В частности, он отметил:

Министерство транспорта и коммуникаций КР обеспечило стабильную работу всех видов транспорта и дорожной сети в 2022 году.
В целях реализации национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 декабря 2021 года № 352 утвержден план мероприятий.
В указанном плане мероприятий Министерству транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики отведено 37 мероприятий, из них 12 мероприятий предусмотрены для решения вопросов транспортно-логистической инфраструктуры: 4 мероприятия по автомобильным дорогам, 4 мероприятия по железнодорожным вопросам, 4 мероприятия гражданской авиации, а также, в целях реализации цифровых решений, в качестве основных исполнителей рассматриваются 2 мероприятия.
Из общего числа 33 задач Министерства транспорта и коммуникаций выполнено 25, из них 10 задач — главный исполнитель, из них 8 задач выполнены полностью.
На основании Плана антикризисных мероприятий Кабинета Министров КР на 2022 год, утвержденного постановлением Кабинета Министров КР от 24 марта 2022 года № 133-т, Министерством утверждены 4 мероприятия транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, из них 1 Поскольку мероприятие касалось гражданской авиации, оно было передано в Государственное агентство гражданской авиации при Кабинете Министров Кыргызской Республики.
Кроме того, выполнено 1 мероприятие по совершенствованию логистики перевозки грузов, на постоянной основе проводятся 2 мероприятия по совершенствованию логистики перевозки грузов на стадии реализации.
На основании Постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 1 сентября 2021 года № 159-КПУ «Об утверждении Программы развития Баткенской области Кыргызской Республики на 2021-2035 годы и Дорожной карты по ее реализации» в Министерство транспорта и коммуникаций КР было представлено 19 мероприятий, из них 1 мероприятие передано в Государственное агентство гражданской авиации при Кабинете Министров КР в связи с тем, что оно было связано с гражданскими авиации, а остальные 18 мероприятий находятся на стадии реализации, т.к. срок реализации мероприятий установлен с 2023 по 2035 год.
Завершение строительства автомобильной дороги Самаркандек-Мадыген-Даркум в рамках реализации Дорожной карты развития Баткенской области; Строительство автомобильной дороги Кок-Таш-Ак-Терек-Буюм; Проектирование и строительство автомобильной дороги Кайынды-Кишемиш; Рассмотрены проектирование и строительство обхода оползневого участка на автодороге Сох-Кан-Зардали и другие вопросы.
На 48 объектов дорожного строительства в Баткенской области из республиканского бюджета профинансировано 1 миллиард 261 миллион 300 тысяч сомов. В этом году уложено 70,4 км асфальтобетонного слоя, кроме того уложено 95,5 км гравийных дорог, подготовлена проектная документация на 69 км дорог.
Ведется строительство 47,8 км асфальтированных 2 мостов на трассе Кадамжай-Чечме, восстановлено 7 км взорванного моста на автодороге Кок-Таш-Ак-Сай-Тамдык.

Информация о реализации сетевых программ.
По состоянию на 1 ноября 2022 года 14 из 33 пунктов Плана мероприятий по Концепции развития автомобильного транспорта Кыргызской Республики на 2020-2024 годы, утвержденного приказом №7 Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики от 15 января 2020 года выполнены полностью, реализация остальных пунктов запланирована на следующие годы.
План мероприятий по основным направлениям развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2022-2026 годы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 20 мая 2022 года № 258, состоит из 9 частей, включает 29 деятельность по достижению целей программы, и они рассчитаны на пять лет.
13 Планов действий на 2022 год были реализованы на регулярной основе. Также в 2022 году завершена укладка 5 км верхнего строения пути собственными силами НК ГП «КТЖ» по проекту строительства железной дороги Балыкчы-Кочкор.
Исполнение бюджета Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики.
Согласно Закону Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2022 год и по прогнозу на 2023-2024 годы» бюджет Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, включая государственные капитальные вложения, составляет 13 млрд 155 млн. Одобрено на 800 тысяч сомов. Пересмотренный бюджет на 2022 год составляет 22 миллиарда 110 миллионов долларов. составило 8 миллиардов 954 миллиона сомов по сравнению с утвержденным бюджетом. Он увеличился на 2 тысячи сомов или 168,1%.
Кроме того, фонд Президента КР выделил 97,7 миллиона долларов на улучшение инфраструктуры природного парка «Ала-Арча» и 30,0 млн на строительство автомобильной дороги «Куршаб-Жалпакташ». Всего 127,7 млн сомов. Было выдлено 483,3 млн сомов на разработку ТЭО строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан за счет капитальных вложений.
В итоге общий уточненный бюджет Минтранса на 2022 год составил 22 миллиарда 721 миллион 500 тысяч сомов.
Основная доля уточненного бюджета приходится на бюджет развития (инвестпроекты) — 13 млрд 643 млн. 200 тысяч сомов или 60% всего бюджета, из которых 13 миллиардов 250 миллионов. Было освоено 300 000 сомов, исполнение составило 97,1%. Это на 7,7% больше, чем в прошлом году (89,4%).
На 2022 год на содержание и ремонт автомобильных дорог из республиканского бюджета выделено 2 миллиарда 64 миллиона сомов. На основании протокола №18-39 совещания Председателя Кабинета Министров КР – Руководителя Администрации Президента КР от 15 января 2022 года дополнительно выделено 841,0 млн.сомов из бюджета на приобретение не менее 20 000 тонн битума.
С учетом полученной суммы на сверхнормативные резервы (34,2) результат уточненного бюджета составил 2 миллиарда 853 миллиона 200 тысяч сомов. По итогам 2022 года общее финансирование текущего бюджета составило 2 миллиарда 844 миллиона 892 тысячи сомов (99,6 %) от средств, предусмотренных на 2022 год.
Уточненный План на 2022 год по статье «Государственные капитальные вложения» составляет 5 миллиардов 268 миллионов сомов. Всего к 2022 году 5 миллиардов 231 миллион. Профинансировано 600 тысяч сомов (97,8%).

В сфере нормативно-правовой деятельности Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики в 2022 году приняло 29 нормативных правовых актов, этот показатель выше на 9 или 145% по сравнению с 2021 годом (в 2021 году принято 20 нормативных правовых актов), из них 6 являются Законами Кыргызской Республики. Кыргызской Республики (в 2021 году принято 3 Закона), 12 — Постановление Кабинета Министров КР (в 2021 году принято 6 постановлений) и 11 — Приняты Постановления Кабинета Министров КР.
Обращение документов. За 12 месяцев 2022 года количество входящих документов составило 22 954, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оно увеличилось на 3 425 или на 17,5%, исходящих документов составило 9 028, а уменьшилось на 738 или 8,17%.
Также за 12 месяцев 2022 года из 3 258 заданий, поступивших от вышестоящих органов, 2 865 заданий должны были быть выполнены в однодневный срок, 2- и 3-дневные сроки, а также в «очень срочные» и «срочные» периоды, т.е. 87,9% всех задач.
Обращений и жалоб граждан поступило из Аппарата Президента Кыргызской Республики — 112 и от непосредственных заявителей — 369. Кроме того, через портал поступило 35 заявок в электронном виде.
Также из министерств, комитетов и административных ведомств, зарубежных стран, ведомственных организаций и предприятий поступило 19 696 документов, что по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось на 88,3%.
Кадровые вопросы. По состоянию на 1 января 2022 года в Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики работало 8453 человека, в том числе в центральном аппарате – 81 человек, в ведомственных учреждениях и на предприятиях – 8372 человека.
В 2022 году в министерство приняли на работу 1 591 человек и уволено с занимаемой должности 1 663 человека, в том числе 30 человек назначено в центральный аппарат и 20 человек уволено.
В организации и на предприятиях министерства принято на работу 1561 человек и уволено 1643 человека.
На 1 января 2023 года численность работающих в Министерстве составило 8 381 человек, в том числе в центральном аппарате – 91 человек, в ведомственных организациях и на предприятиях – 8 290 человек.
В министерстве применено 436 дисциплинарных взысканий за ненадлежащее и своевременное выполнение возложенных функциональных задач, в том числе в центральном аппарате – 16 (8 предупреждений, 6 выговоров и 2 строгих выговора), в организациях и на предприятиях министерства – 420 человек (182 предупреждения, 282 выговоров, 3 строгих выговора) и 17 понижений в должности).
Министерство проектов государственно-частного партнерства работает над следующими 4 проектами. В целях продвижения проекта ГЧП «Строительство обхода города Узген» выбранный консультант завершил последний этап проекта, разработал окончательное технико-экономическое обоснование (ТЭО) и представил тендерную документацию в Министерство. Процедуры выбора частного партнера планируется начать после рассмотрения и утверждения Министерством ТЭН и тендерной документации, и оплаты гонорара консультанта.
В настоящее время готовится проект ГЧП «Взимание платы за проезд с грузовых автомобилей и автобусов и внедрение электронной информационной системы весогабаритного контроля».
На рассмотрение Наблюдательного совета Фонд поддержки проектов государственно-частного партнерства ОсОО «Ак-Жол-Телематика».
«Реконструкция автомобильной дороги в обход северного кольца г.Бишкек и населенных пунктов Чуйской области» и «Строительство автомобильной дороги Бишкек-Кунтуу-Белогорка-Суусамыр со строительством тоннеля протяженностью 7 км. Проекты ГЧП» направлены на рассмотрение Наблюдательного совета Фонда поддержки проектов государственно-частного партнерства.
По проекту «Реконструкция автомобильной дороги в обход северного кольца г.Бишкек и населенных пунктов Чуйской области» китайская компания «China Road and Bridge Corporation подготовила ТЭН и после изучения ТЭН будет проведена дальнейшая работа (подготовка решения Кабинета Министров о проведении прямых переговоров по проекту и внесение его в Администрацию Президента Кыргызской Республики и проведение иных соответствующих работ по результатам).
По проекту ГЧП «Строительство альтернативного тоннеля на автодороге Бишкек-Ош» в настоящее время «Кабинет Министров КР 3.11.2022» Инициируется проект государственно-частного партнерства по строительству альтернативного автомобильного тоннеля на трассе Бишкек-Ош и готовится приглашение к прямым переговорам.
В сфере цифровизации министерство работает над следующим проектом:
1. Реализация пилотного проекта внедрения цифровых зеленых транзитных коридоров в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 8 июля 2022 года № 221 «О создании комплексной системы внедрения цифрового зеленого транзита коридоры в третьи страны через территорию Кыргызской Республики». 19 октября приказ за номером 565-т утвержден к исполнению.
2. Мониторинг дорог с использованием передвижных дорожных лабораторий в рамках проекта эффективного планирования и финансового распределения ремонтов дорог обследовано 13 515 км дорог общего пользования, в том числе 6 001 км в 2022 году, создана электронная база данных автомобильных дорог, поставлена информационная система в эксплуатацию на стадии испытаний.
3. В 2022 году разработано техническое задание на разработку информационной системы для автоматизации выдачи лицензий, разрешений и бланков на проезд по территориям иностранных государств, специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и неделимых грузов, 7,8 млн. сомов были выделены из республиканского бюджета на реализацию. В декабре 2022 года по результатам тендера подписано соглашение с ГП «Адилет Сот», программа разрабатывается.
4. В 2022 году велась подготовка к интеграции информационных систем, относящихся к министерству, в рамках развития деятельности Евразийской экономической комиссии № 87 от 14 сентября 2021 года «Информационно-коммуникативная витрина национальных цифровых экосистемных сервисов».

Дорожная сеть
Всего в 2022 году асфальтировано 382,6 км дорог, из них за счет средств текущего бюджета – 196,1 км, за счет капитальных вложений – 186,5 км, кроме того, по инвестиционным проектам уложено 106 км асфальта. Всего уложено 488,6 км асфальта. Эти показатели в 2,8 раза больше, чем в 2021 году.
Согласно действующему бюджету объем работ сети автомобильных дорог составляет 3 072,3 млн. сом. Уложено 196,1 км асфальтобетона, 78 км гравийного слоя, выполнено дорожное покрытие 88,4 км.
393,5 млн. на текущий ремонт. Выполнено работ на сумму 269,2 млн сомов, выполнен ремонт на площади более 151,3 тыс. м2. Кроме того, проведен ремонт мостов общего пользования и другие дорожно-строительные работы. За работу на летнее и зимнее содержание дорог выполнено за 340,9 млн сом.
О подготовке к зимнему содержанию
На 1 января заготовлено 44 402,0 т дизельного топлива, 6 030,0 т песка, 4 249,0 т соли, 4 783,0 т шлака и 141 ед. техники по статье капитальных вложений.
Для объектов строительства, финансируемых по статье «Капитальные вложения», учтено 215,9 км асфальтобетонного покрытия, на сегодняшний день уложено 186,5 км.
В настоящее время работы по строительству автомобильной дороги Балыкчы-Боконбаев-Каракол ведутся за счет средств республиканского бюджета впервые за годы независимости. В настоящее время выполнено 18 км укладки асфальтобетона лицевого слоя с 0-25 км.
С другой стороны, в 2015 году стартовал проект реконструкции автомобильной дороги Балыкчы-Тамчи-Чолпон-Ата-Корумду, уложено 80 км асфальта, а в 2022 году уложено 5 км асфальта стоимостью 305,0 млн сомов.
Пограничные дороги Баткенской области
На 48 объектов дорожного строительства в Баткенской области из республиканского бюджета профинансирован 1 миллиард 261 миллион 300 тысяч сомов. В этом году уложено 70,4 км асфальтобетонного слоя, кроме того уложено 95,5 км гравийных дорог, подготовлена проектная документация на 69 км дорог.
Ведется укладка 47,8 км асфальта на автодороге Кадамжай-Чечме и строительство 2-х мостов, восстановлен взорванный мост на 7 км автодороги Кок-Таш-Ак-Сай-Тамдык.
Объекты, финансируемые из других источников
Согласно постановлению Президента КР от 28 апреля 2022 года «О совершенствовании инфраструктуры Кыргызского государственного парка «Ала-Арча» и создании благоприятных условий для отдыха населения и туристов» №68 выделено 97,7 млн сомов на строительство дорожной инфраструктуры.
На сегодняшний день завершены работы по укладке асфальтобетона протяженностью 10,4 км на автодороге «Чон-Арык – природный парк Ала-Арча» протяженностью 16,5-28,5 км, а также завершены работы по укладке асфальта на 12 автостоянках.
Кроме того, к 2021 году автодорога Куршаб-Жалпакташ получит 30,0 млн сомов из фонда Президента КР. В настоящее время Департамент дорожного хозяйства подписал договор с проектно-изыскательским институтом «Кыргызжолтранспроект» на осуществление дорожного надзора и ГП «Производственно-инновационный центр» на подготовку проектно-сметной документации, а также готовятся документы на выполнение строительно-монтажных работ с « ГП «Кыргызавтожол».
Аварийное восстановление
В 2022 году в связи с климатическими условиями дорожно-эксплуатационными учреждениями завершена ликвидация заторов на сумму 77,3 млн.сомов, обеспечено временное движение по автомобильным дорогам.

По инвестиционным проектам в 2022 году министерство проработало в общей сложности 14 проектов, построено 106 км дорог.
Проект строительства 1 фазы альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, Кызыл-Жылдыз-Арал. (183 км — 195 км) и Казарман -Джалал-Абад. (км 291 — км 408) участков и протяженностью 3,89 км, включая строительство тоннеля через перевал Кок-Арт.
Выполнено работ в 2022 году: проходка 587,9 м тоннеля, в том числе 249,6 м с северной стороны и 338,3 м с южной стороны. (остальное 310,4 м).
Зимнее содержание участка в 2022-2023 гг.: для проведения зимнего содержания участков подрядчиком привлечено 26 сотрудников и 7 единиц спецтехники. На базе подрядчика приготовлено 120 тонн инертного материала и соли.
Проблемные вопросы:
1. Задержка строительства тоннеля:
На этапах строительства тоннеля были выявлены важные расхождения между данными в проекте и реальными геологическими данными, это подтверждается официальным заключением специалистов ООО «Проектно-изыскательский институт «Бамтоннельпроект», осуществивших технический и авторский надзор за строительством тоннеля. В недавнем отчете автора проекта подтверждается, что геология туннеля значительно отличается от информации в проекте, и были выявлены тектонические разломы, что привело к перепроектированию земляных работ, работ по временному армированию и постоянной крепи на основе фактических данных, полученных при раскопках. Кроме того, климатические условия земли не позволяли работать в зимнее время, что привело к увеличению срока выполнения работ.
Строительство 2-й фазы альтернативной автомобильной дороги Север-Юг протяженностью 99 км.
Арал- Казарман (км 195-291) и проект строительства 2-х эстакадных мостов: работы завершены в 2022 г.: зимний ремонт дороги и очистка скал и грунта от камнепадов на км 197+600 — 284+600, устройство бетонных блоков, катафоты КД5, работы по покраске парапетов выполнены.
Участок Арал-Казарман передан на баланс ООО по ТКМ (Приказ КР ТКМ № 436 от 12.12.2022 г.) Работы по содержанию дороги выполняются ДЭП №18 и ДЭП №24.
Строительство 3-й фазы альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, Проект соединительной дороги транспортных коридоров ЦАРЭС 1 и ЦАРЭС 3 (участок 89 км — 159 км Эпкин-Башкуганды)
Работы завершены в 2022 году: — 15,3 км, нижний слой асфальтобетонного покрытия (км 138 — км 157), а на км 89-95, 108-114 ведется строительство подземного слоя.
Зимнее содержание участка в 2022-2023 гг.: для зимнего содержания участка подрядчиком привлечено 8 сотрудников и 3 единицы спецтехники. На базе подрядчика подготовлено 420 тонн инертного материала и соли.
Проект строительства 159-183 км альтернативной автомобильной дороги Север-Юг (Нарынская область, Жумгальский район)
Дорожники завершили основные строительные работы по всей длине участка, уложили 24 км асфальтобетона на нижний слой и 24 км асфальтобетона на верхний слой, завершено строительство 53 водопроводов на главной дороге, 31 водопровод и 2 моста на развязках.
В 2022 году дорожники уложили 14 км асфальтобетона по нижнему слою дороги и 21,5 км асфальтобетона по верхнему слою.
Основные строительные работы были завершены 15 ноября 2022 года, а на объекте дан гарантийный срок до 15 ноября 2023 года.
В настоящее время из-за погодных условий на объекте проводится зимнее содержание. Выполнение общих строительных работ составляет 15,0 млн. долларов США или 90% от цены контракта.
Строительство 3-й фазы альтернативной автомагистрали Север-Юг, Проект соединительных дорог между коридорами ЦАРЭС 1 и 3, (0-43 км; 62-89 км) протяженностью 70,1 км. Дополнительное финансирование.
Работы завершены в 2022 году:
Выполнена асфальтобетонная укладка нижнего слоя дороги на протяжении более 25,7 км по 1 лоту, подготовлен грунтовый слой автодороги на протяжении 6 км, кроме того, выполнены работы по строительству 13 шт. водопроводных труб.
Выполнены асфальтобетонные работы по нижнему слою дороги на протяжении более 16,6 км на 2-м лоте, завершены работы по строительству 9 шт. водопроводов.
Зимнее содержание участка в 2022-2023 гг. подрядчиком привлечены 9 сотрудников и 5 единиц техники для проведения зимнего содержания участка и 5 спец. техники. На базе подрядчика приготовлено 125 тонн инертного материала и соли. Автомагистраль Бишкек-Ош, Фаза 4 проекта улучшения коридора ЦАРЭС 3. длина 52,5 км (8,5 км — 61 км). Компонент 1 (реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Кара-Балта, участок 8,5 — 61 км):
Работы завершенные в 2022 году:
— установлены железобетонные лоты- 2360 шт.;
— тротуары — 42 км;
— установлены опоры освещения – 1180 шт.
— отремонтирован 1 подземный пешеходный переход.
В настоящее время на участке проводятся следующие виды работ:
— Установка железных ограждений;
— организация остановок;
— установка дорожных знаков
Реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Кара-Балта, участок 8,5-15,9 км, протяженность 7,4 км.
В настоящее время выполняются следующие виды работ: Уличное освещение.
К 2022 году завершение работ по строительству основных дорог 7,4 км проекта.
Зимнее содержание участка в 2022-2023 гг.: для зимнего содержания площадки подрядчиком привлечено 30 сотрудников и 9 единиц спецтехники. На базе подрядчика собрано 50 тонн соли и 250 тонн инертного материала.
Проект улучшения коридора ЦАРЭС 3 Автодорога Бишкек-Ош, 4 фаза, участок Маданият-Джалал-Абад, (507,5-574,5 км) протяженность 67 км.
Работы, завершенные в 2022 году:
-Нижний слой асфальтобетонного покрытия 22 км с обеих сторон;
-Верхний слой а/б покрытия протяженностью 12,5 км с обеих сторон.
-смонтировано 47 водопроводов;
-построено 3 моста;
Сегодня в работе:
— строительство искусственных сооружений;
— реорганизация коммуникаций.
Проект реконструкции 272-365 км автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт (экономия средств)
В 2022 году на 6-11 км автодороги Ача-Кайынды-Май-Босого уложено 5 км асфальтобетона, на средства, сэкономленные от реконструкции ул. 272-365 км автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт.
В настоящее время запланированные строительные работы завершены и участок сдан в эксплуатацию.
Проект реконструкции 75-108 км автомобильной дороги Ош-Баткен-Исфана общий объем строительных работ составляет 18,0 млн. долларов США или 98,9% от цены договора, включая следующие работы:
— завершено строительство 157 водопроводов;
— завершены строительные и ремонтные работы 5 мостов.
— по нижнему слою уложено 33,8 км асфальтобетона;
— уложено асфальтобетонное покрытие верхнего слоя 33,8 км;
Согласно договору, на выполнение строительных работ подрядчик завершил основные строительные работы 15 октября 2021 года. (Гарантия истекает 15 октября 2022 г.). 1 декабря 2022 года проект передан объекту дорожного сервиса № 46 для эксплуатации и обслуживания.
Проект реконструкции 104-184,5 км КАД Иссык-Куль от села Корум до села Балбай Баатыр
Выполнение работ за 12 месяцев 2022 года:
Отчет об оценке квалификационных заявок, рассмотренных в 2022 году, был направлен в ИБР, СОФ, КАЭОФ и ОПЕК для рассмотрения и утверждения письмом министерства. В конце октября фонды ИКТ утвердили отчет о предварительной квалификации.
Проект тендерной документации был направлен донорам для согласования, и сегодня ИБР и АЧГ утвердили проект тендерной документации на выполнение строительных работ.
С 1 декабря 2022 года началась подача тендерной документации в предварительно отобранные подрядные организации.
19-20 декабря 2022 года, в соответствии с условиями конкурса, проведена пред тендерная встреча и брифинг с компаниями-подрядчиками, прошедшими предварительный отбор.
Проект «Фаза 3 Программы усовершенствования региональных автомобильных дорог Центральной Азии» (Всемирный Банк), общая протяженность дорог 50 км, Лот 1 — участок автодороги Тюп-Кеген (39-76 км) и Лот 2 — Каркыра Участок автодороги Турук-Сары-Жаз (км 0-13); Обеспечение авиационной безопасности и технического обслуживания; Устойчивое развитие туризма в Иссык-Кульской области.
Состояние на 31.12.2022: с 15.11.2022 строительные работы приостановлены на зимний период.
Выплата для всего проекта по состоянию на 31 декабря 2022 г. составляет 4 622 933 долл. США (8,41% от суммы проекта) (16,81% от суммы гранта).
За 2022 г. выполнены работы (достижения): выбраны Консультант по надзору и Подрядчик. Начаты мобилизационные работы (завершено строительство основной базы офисов и жилья, завершен монтаж асфальтобетонного завода и дробильно-сортировочной установки). По Лоту 1 и 2: Строительные работы приостановлены на зиму до весны 2023 года. На участке ведутся работы по зимнему содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения (в ноябре 2022 года Подрядчиком заключен договор со строительной компанией ООО «Аделя» на проведение зимнего ремонта зимой 2022-2023 гг.). Ведется подготовка к началу полномасштабного строительства весной 2023 года.
Компонент 2: Обеспечение авиационной безопасности и обслуживания Количество технических заданий по плану: 10 Бенефициары компонента: Государственное агентство гражданской авиации (ГАГА) при Министерстве обороны Республики Кыргызстана; Кыргызский авиационный институт (КАИ)
Выполненные работы (достижения) 2022 г.: Подкомпонент доработки госпрограммы по безопасности полетов — 17.10.2022 г. заключен договор с консалтинговой компанией. 5 декабря 2022 года Консультант прибыл в Кыргызстан и начал работу над подкомпонентом с JAMA.
Ведется подготовка к тендеру по двум Техническим Заданиям (ремонт объектов КАИ; консультационная служба по контролю ремонта объектов КАИ). 28 ноября 2022 г. — Техническое задание по «Консультационным услугам по мониторингу ремонта объектов КАИ» направлено на рассмотрение ВБ.
3-Компонент: Устойчивое развитие туризма в Иссык-Кульской области Количество подкомпонентов: 3 Бенефициары компонента: Департамент туризма.
Выполненные работы (достижения) 2022 года: 10 октября 2022 года подписан договор с консалтинговыми компаниями по следующим 2-м подкомпонентам: «Инициирование инициатив по развитию геопарков на базе сообществ в двух восточных районах Иссык-Кульской области, а именно Тюп и Ак-Суйских районов» и «Разработка программы устойчивого развития туризма, в том числе с использованием туристских спутниковых счетов на пилотной основе для Иссык-Кульской области».
Ведется подготовка к объявлению тендера по третьему подкомпоненту «Реабилитация и/или строительство пяти центров обслуживания туристов вокруг Иссык-Куля». 1 декабря 2022 года Техническое задание «Оказание консультационных услуг по мониторингу строительства 5-ти ТТБ» направлено на рассмотрение во Всемирный банк.
«Международный проект улучшения дорог», компонент 1 — реабилитация участка с 28 по 75 км автодороги Ош-Баткен-Исфана протяженностью 47 км, и компонент 2 (защита участка автодороги Бишкек-Ош от стихийного бедствия) — строительство тоннеля на 400 км (740 м), строительство защиты от камнепадов на 409 км (15 000 м2); Строительство подпорной стены от оползней (66 стальных свай) на 451 км.
Ассигнования (на весь проект): по состоянию на 31 декабря 2022 г.: вклад КРК — 35 079,22 сомов (545 093 долларов США) (примерно 3%) и кредит — 3 358 303 долларов США (3% от суммы кредита).
Выполненные работы 2022 г.: Выбран субподрядчик из числа местных компаний для переноса коммуникаций (ЛЭП, водопровод, коммуникации, канализация). 8 августа 2022 г. — тендер по выбору генподрядчика признан несостоявшимся (в связи с отсутствием конкурсных заявок от компаний). Тендерные документы по компоненту 2 были отправлены в JICA для рассмотрения.
Основные причины задержки тендера и не проведения тендера 8 августа 2022 г.
— девальвация японской иены по отношению к доллару США;
— В связи с конфликтом в Украине, изменением транспортно-логистических цепочек и увеличением стоимости доставки/перевозки грузов.
«Защита от лавин на 246-м километре автодороги Бишкек-Ош»
По состоянию на 31 декабря 2022 г.: Зимнее содержание приостановлено с 18 ноября 2022 г.
Ассигнования на весь проект по состоянию на 31 декабря 2022 г. составляют 25 161 162 долл. США (65% от суммы проекта).
2022 г. Выполненные работы (достижения): Работы возобновились весной 2022 г. после зимней консервации с ноября 2021 г. Продолжались железобетонные работы по возведению сводов секций галереи. Также были продолжены работы по установке системы автономного электроснабжения галереи. К концу октября 2022 года выполнено 50% работ по 4-му периоду, выполнено 84% всего проекта. Работы на объекте были приостановлены на зимний сезон 18 ноября 2022 года. Выполнение всех работ по проекту составляет 84%.
Проект «Реконструкция моста через реку Урмарал на автодороге Талас-Тараз»
Ассигнования на весь проект по состоянию на 31 декабря 2022 г. составляют 4 352 548 долларов США (26,9% от суммы проекта).
Выполненные работы 2022 г.: По состоянию на ноябрь 2022 г. выполнено 6,69% работ, в декабре 2022 г. будет завершено 1,57%, что составляет 40,77% от всего проекта. Строительные работы на зимний период были приостановлены 9 декабря 2022 года.
Строительные материалы, машины и оборудование везли из Японии. Завершены дренажные работы по сбросу грунтовых вод. Заливается бетон на фундамент опор моста. На площадке ведется строительство мостовых балок (армокаркасов), установка опалубки на мостовые балки, заливка мостовых балок. Продолжается демонтаж существующих конструкций. Работы проводились по слоям дороги — укладка самого передового слоя (км 0+100 — 0+400). Ведется укрепление береговых каналов габионами и южные работы (0+890 км); км 0+300 — 0+840км для сброса грунта на дороги, ведущие к участку. Устанавливаются сваи. Р1 км 0+913 подготовка армирования фундамента опоры моста и заливка бетоном.
Проект «Защита от метелей на трассе Бишкек-Ош» (снежные заграждения (стены) на 125-129 км трассы Бишкек-Ош через перевал Тоо-Ашуу и на 215-222 км через перевал Ала-Бель)
Ассигнования на весь проект по состоянию на 31 декабря 2022 г. составляют 228 478 долларов США (2,5% от суммы проекта).
Выполненные работы (достижения) 2022 года: 5 августа 2022 года принят Закон о ратификации биржевых нот. Консультант начал работу по подготовке к тендерному процессу. Уведомление о предварительном отборе на тендер — опубликовано 14 октября 2022 г. (газета — Kensetsu Tsushin Shimbun). 31 октября 2022 г. — Раздача тендерной документации. Вскрытие тендеров состоялось 14 декабря 2022 года. Вскрытие финансовых предложений состоялось 21 декабря 2022 года. Подписание контракта состоялось в Токио 27 декабря 2022 года. Ивата Шизаки Инк. С подрядчиком заключен договор.

Автомобильный и железнодорожный транспорт
Департамент наземного и водного транспорта
За 12 месяцев 2022 года от выдачи лицензий и разрешений, взвешивания и измерения веса, специальных разрешений на перевозку неразделенных грузов и возмещения вреда, наложения административных штрафов получено в общей сложности 48 144,0 тыс. сом против 50 922,5 тыс. сом в 2021 году., из них:
Отделом лицензирования и регулирования транспортной деятельности Департамента транспорта на 12 декабря 2022 года выдано 17 104 лицензии, сумма лицензионных сборов составила 111 341 000 сомов (выдано 17 367 единиц на сумму 11 503 500 сомов за 12 месяцев 2021 года), среди которых:
В 12 месяце 2022 года реализовано 27 678 разрешений на международные автомобильные перевозки на сумму 7 716 200 сомов, и они полностью зачислены в республиканский бюджет. По состоянию на этот период 2021 года реализовано 19 283 разрешения на международные автомобильные перевозки на сумму 5 146 200 сомов.
В 2022 году автоперевозчиками Кыргызстана выполнено 193 486 рейсов и 3 056 331 тн. перевозится груз. А за аналогичный период 2021 года кыргызскими автоперевозчиками выполнено 170139 рейсов и 2623930 тонн. перевозится груз.
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики систематически ведет переговоры с зарубежными странами, в результате которых ежегодно кыргызскими дальнобойщиками было получено 35 275 разрешений на основе обмена бланками разрешений с 41 страной. Также на этот период 2021 года получено более 7350 разрешений.
В 12 месяце 2022 года сбор средств по специальному разрешению на перевозку специальных и неделимых грузов и возмещению ущерба и убытков, причиненных автомобильным дорогам, составил 15922604 сома (на этот период 2021 года — 25225194 сома) и был полностью переданы в республиканский бюджет.
За 12 месяцев 2022 года средства, собранные от взвешивания, измерения и управления транспортными средствами, составили 911 390 сомов (1 852 072 сома на этот период 2021 года).
ГП «Кыргыз Автобекети»
В настоящее время ГП «Кыргыз Автобекети» осуществляет международные (с мая 2022 года), межобластные и пригородные маршруты.
По оперативным данным в результате работы за 12 месяцев текущего года получено 90 875,5 тыс. сомов доходов, за этот период 2021 года получено 70 607,1 тыс. сомов. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом доходная часть за 12 месяцев увеличилась на 28,7%.
По результатам работы за 12 месяцев 2021 года расходы составили 81 615,3 тыс. сомов. За этот период 2021 года расходы составили 66 579,5 тысячи сомов.
Таким образом, за 12 месяцев фактически получен балансовый доход в размере 9 260,2 тыс. сомов. По сравнению с прошлым годом он увеличился в 2 раза. В этот период 2021 года балансовый доход составил 4 027,6 тысячи сомов.
По итогам 12 декабря 2022 года количество рейсов составило 442,7 тыс., а количество отправленных пассажиров – 4 284,7 тыс. человек. А к этому периоду 2021 года было отправлено 442,4 тыс. рейсов и 3 914,5 тыс. пассажиров. По сравнению с прошлым годом рейсов стало больше на 0,1%, а пассажиров — на 9,5%.
Сегодня ГП «Кыргыз Автобекети» анализирует и координирует организацию производственного процесса с целью увеличения доходной части предприятия по видам услуг, оказываемых пассажирам и перевозчикам.
Государственное предприятие «Кыргызская железнодорожная национальная компания»
В результате проведенных работ в 2022 году балансовый доход НК ГП «КТЖ» составил 1 369 325 тысяч сомов (соответствующий период 2021 года – 1 479 912 тысяч сомов). Снижение балансового дохода на 92,5 тысячи сомов связано с увеличением транспортных расходов.
Одним из основных показателей деятельности НК ГП «КТЖ» является поддержание финансово-экономической устойчивости компании.
В результате проведенных работ в 2022 году ожидается, что балансовый доход НК ГП «КТЖ составит 1 369 325 тысяч сомов (соответствующий период 2021 года – 1 479 912 тысяч сомов). Уменьшение балансового дохода на 110 587 тыс. сомов обусловлено увеличением грузоперевозок железнодорожным транспортом.
В отчетный период 2022 года в республиканский бюджет планируется уплатить налогов в сумме 626 176 тысяч сомов, что на 106 377 тысяч сомов больше уровня 2021 года (519 799 тысяч сомов в 2021 году).
Ожидается, что за отчетный период 2022 года в социальный фонд будет перечислено 483 339 тысяч сомов, что на 27 376 тысяч сомов больше уровня 2021 года (в 2021 году — 455 963 тысячи сомов).
На сегодняшний день НК ГП «КТЖ» является одним из крупнейших налогоплательщиков Кыргызской Республики.
Текущие платежи в бюджет и Социальный фонд Кыргызской Республики своевременно перечисляются НК ГП «КТЖ» в соответствии с установленными сроками.
Грузоперевозки
Ожидается, что по Кыргызской железной дороге в 2022 году будет перевезено 8 028 300 тонн грузов, прирост составит 367 800 тонн в соответствующем периоде 2021 года (7 660 500 тонн в соответствующем периоде 2021 года).
При этом расчетный грузооборот в отчетном периоде 2022 г. составляет 1 013,1 млн т/км или 101,0 % от отчета 2021 г. (в 2021 г. – 1 003,1 млн т/км).
Также были предприняты определенные шаги для сохранения текущих грузоперевозок и увеличения количества дополнительных грузов на Кыргызской железной дороге:
С 1 января 2022 года Узбекской железной дорогой предоставлены следующие льготы:
— в размере 35-50% при перевозке транзитных грузов через территорию Республики Узбекистан в/из южных регионов Кыргызской Республики;
— 25%-50% на импортные перевозки угля и древесины;
— на рис, сахар, растительное масло, мясо птицы, картофель, семена подсолнечника и пшеницу — 50%, на прочие товары — 33%;
С 1 января 2022 года Кыргызской железной дорогой предоставляются следующие льготы:
— в размере 40 % за перевозку угля в вагонах инвентарного парка при экспортных перевозках;
— 10% на все виды грузов на всех маршрутах (кроме угля);
— Специальные тарифы в размере 50 долларов США на перевозки по международному мультимодальному маршруту «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Европа» через город Кашкар (КНР) 20 ноября 2019 года в г.Ташкент утвержден протокол пятистороннего совещания глав автодорожных управлений.
Эти меры позволят увеличить объем грузоперевозок по Кыргызской железной дороге.
Перевозка пассажиров
Одним из важных направлений деятельности Кыргызской железной дороги является обеспечение потребности населения в пассажирских перевозках.
В 2022 году по Кыргызской железной дороге предполагается перевезти 268 805 пассажиров, в том числе 254 415 пассажиров внутри республики (в 2021 году — 255 200 пассажиров во внутри республики), что на 785 пассажиров меньше, чем в отчетном периоде прошлого года, и международными рейсами перевезено 14 390 пассажиров.
В результате местных ливневых дождей участки железной дороги Бишкек-Балыкчы были размыты паводковыми водами, потекли сели и гравий. В результате паводка была перекрыта железная дорога. В связи с этим с 30 июля по 14 августа 2022 года временно приостановлено движение поезда Бишкек-Балыкчы, что повлияло на снижение количества перевезенных пассажиров на маршруте внутри республики.
Международные пассажирские поезда начали курсировать с 6 июня 2022 года.
Восстановление и ремонт парка железнодорожной техники, содержание и ремонт железных дорог, развитие инфраструктуры
Для поддержания Кыргызской железной дороги на должном уровне национальная компания обеспечивает необходимый объем работ, направленных на восстановление и ремонт подвижного состава и железных дорог.
В целях обеспечения безопасной эксплуатации железной дороги при ее ограниченных финансовых возможностях НК ГП «КТЖ» за свой счет осуществляет техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (локомотивов, вагонов), железнодорожных и искусственных сооружений, систем сигнализации и связи. Зарабатывая от грузовых и пассажирских перевозок, предприятие тратит большую долю на приобретение материалов, запасных частей для технического обслуживания и ремонта, смазочных материалов, без которых невозможна бесперебойная и безопасная работа железнодорожного транспорта.
Для обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы:
— организован 2-кратный проезд дорожно-измерительного поезда для проверки состояния железных дорог;
— приобретена машина ЛДМ-1 и дефектоскопические тележки РДМ-2 для своевременного выявления и устранения дефектов рельсов и верхней части пути;
— На локомотивах установлены видеокамеры для своевременной регистрации и контроля ситуаций, связанных с безопасностью движения поездов.
В части дорожного хозяйства (включая южную ветку дороги) в отчетном периоде 2022 года заменено и уложено на дороге 17 902 шт. шпал, отремонтировано 17 319 км дорог по сравнению с соответствующим периодом 2021 года (3,5 км в 2021 году).
По вагонному хозяйству в отчетном периоде 2022 г. капитально отремонтировано 11 пассажирских вагонов (в данном периоде 2021 г. – 21 шт.), а грузовых вагонов капитальный ремонт не прошел (в соответствующем периоде 2021 г. – 1 грузовой вагон).
В депо отремонтировано 239 вагонов, из них отремонтировано 12 пассажирских вагонов (21 шт. на данный период 2021 г.) и 227 грузовых вагонов (400 шт. в 2021 г.).
В локомотивном хозяйстве (включая южную ветку дороги) за отчетный период 2022 года в депо отремонтировано 190 376 тепловозов (за аналогичный период 2021 года – 191 205 единиц тепловозов).
Достижения и успехи НК ГП «Кыргызтемиржолу» в 2022 году:
В целях решения стратегических задач развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики за отчетный период были проведены следующие мероприятия, и достигнуты следующие основные результаты:
— с 31 марта 2022 года по сегодняшний день НК ГП «Кыргызтемиржолу» уложено грунтовое покрытие на участке 5,15 км, уложена верхняя часть 5 км железной дороги Балыкчы-Кочкор протяженностью 63,5 км;
— Строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан в настоящее время развивается в результате прямого вмешательства Президента Кыргызской Республики.
— Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 20 мая 2022 года № 258 утверждены основные направления развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2022-2026 годы;
— Подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, Министерством транспорта Республики Узбекистан и Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Республики по проекту строительства линии ж\д Китай-Кыргызстан-Узбекистан (участок на территории Кыргызской Республики);
— В соответствии с исполнением Постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 октября 2021 года № 229, а также в целях удовлетворения потребности хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики в железнодорожных перевозках; НК ГП «Кыргыз темир жолу» за свой счет приобрела 100 вагонов у ОАК «Алтайвагон», производящего полувагоны;
— Установлены льготные тарифные условия совместно с « ж\д Узбекистана» для увеличения грузоперевозок железнодорожным транспортом в направлении южных районов Кыргызской Республики транзитом через Республику Узбекистан, а также льготные тарифные условия установлены Кыргызскими железными дорогами на экспорт угля из южных областей Кыргызской Республики в Республику Узбекистан;
— введен в эксплуатацию опытный модернизированный пассажирский вагон для перевозки пассажиров внутри республики;
— введен в эксплуатацию новый мультимодальный коридор Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан для перевозки контейнеров железнодорожным и автомобильным транспортом;
— в целях дальнейшего увеличения объемов грузоперевозок в рамках меморандума о сотрудничестве между железными дорогами Кыргызской Республики и Исламской Республики Иран установлен специальный тариф со скидкой до 90% для перевозки контейнеров в/из Ирана;
— в рамках цифровизации и фискализации транспортной деятельности в ГП «Кыргызтемиржолу» внедрены электронные счета-фактуры и онлайн-кассы; — заключены договоры об электронном обмене данными с «Росссийской Ж\Д» и «Казахстанской железной дорогой»;
— подписаны меморандумы о сотрудничестве:
— О строительстве железнодорожной линии Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече на территории Кыргызской Республики ГП АО «Российский экспортный центр», ООО «РЖД Интернэшнл» и НК «Кыргыз Темир Жолу».
— Активизация международных контейнерных перевозок по железным дорогам Исламской Республики Иран.
— Протокол о намерениях между железными дорогами Кыргызской Республики и Турции.
Проблемы, которые необходимо решить (недостатки)
— отсутствие системы железнодорожного сообщения, интегрированной в межгосударственное железнодорожное сообщение между севером и югом республики, сдерживает развитие транспортной инфраструктуры, транзитного потенциала, а также вывоз полезных ископаемых и грузов на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и Ближний Восток;
— отсутствие финансирования (инвестиций) в размере 3,5 млрд сомов ежегодно для завершения строительства железной дороги Балыкчы-Кочкор протяженностью 23 км в течение 3 лет;
— моральный износ подвижного состава Кыргызской железной дороги (электровозы, грузовые и пассажирские вагоны);
— значительное увеличение старения дорожной инфраструктуры Кыргызской железной дороги и накопление объема незавершенных работ по модернизации и ремонту железнодорожной инфраструктуры;
— необходимость модернизации систем связи и систем механической блокировки — ограничение пропускной способности и эффективности станционных сооружений НК ГП «КТЖ»;
— недостаточный уровень развития учебно-научной базы подготовки железнодорожников — специалистов, а также проведения научно-исследовательских и проектных работ по проблемам эксплуатации железнодорожного транспорта.

Пресс-служба МТиК КР