mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Техническое задание на ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА ПРОЕКТА ТРЕТЬЯ ФАЗА ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПУРПС ЦА-3) ЗА ГОДЫ, ЗАКОНЧИВШИЕСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2020, 31 ДЕКАБРЯ 2021, 31 ДЕКАБРЯ 2022, 31 ДЕКАБРЯ 2023 и 11 МЕСЯЦЕВ 2024 (до 30 ноября) года.

 Техническое задание

 

на ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА ПРОЕКТА ТРЕТЬЯ ФАЗА ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПУРПС ЦА-3)

ЗА ГОДЫ, ЗАКОНЧИВШИЕСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2020, 31 ДЕКАБРЯ 2021, 31 ДЕКАБРЯ 2022, 31 ДЕКАБРЯ 2023 и 11 МЕСЯЦЕВ 2024 (до 30 ноября) года.

 

Общая информация

Проект ПУРПС ЦА-3 – это третья фаза Программы по улучшению региональных путей сообщения в Центральной Азии, и представляет собой часть серии проектов с многочисленными странами (заемщиками). Серия проектов Программы по улучшению региональных путей сообщения в Центральной Азии (ПУРПС ЦА) является результатом совместных усилий, инициированных правительствами стран в регионе Центральной Азии, и финансируется Международной ассоциацией развития (МАР). Общая цель серии проектов — улучшение трансграничного сообщения и поддержки региональной интеграции для оживления исторически активной экономической деятельности между странами в Центральной Азии и за пределами Шелкового пути. В попытке создать трансформационный эффект в регионе серия проектов выстраивает синергию с другими региональными инициативами, реализуемыми многосторонними и двусторонними партнерами по развитию, такими как, к примеру, ЦАРЭС, финансируемая Азиатским банком развития, ЕАЭС, программа Китайской Народной Республики «Один пояс – один путь», а также другие.

Третья фаза Программы по улучшению региональных путей сообщения в Центральной Азии (ПУРПС ЦА-3) перекликается с новой Рамочной стратегией партнерства между Кыргызской Республикой и Всемирным банком на 2019 – 2022 финансовые годы (ССП). Новая Страновая стратегия партнерства фокусируется на трех областях: (i) создание фундамента для инклюзивного развития и создания рабочих мест посредством развития частного сектора, (ii) поддержка преобразующих инвестиций для развития потенциала роста, и (iii) развитие более устойчивой к изменениям экономики. Предлагаемый проект ПУРПС ЦА-3 является не только преобразующей инвестицией, которая, как ожидается, будет способствовать развитию потенциала роста, но также будет вносить вклад в создание фундамента для инклюзивного роста и создания рабочих мест (через развитие частного сектора), а также развитие более устойчивой к изменениям экономики с целью сокращения уровня крайней бедности и поддержки совместного процветания посредством улучшения управления и создания рабочих мест.

Цель Проекта в сфере развития: Общая цель развития (ЦРП) программы ПУРПС ЦА заключается в улучшении регионального сообщения и поддержке устойчивого развития туризма в Иссык-Кульской области.

 

Описание Проекта:

В рамках компонентов проекта ПУРПС ЦА-3 будут финансироваться мероприятия, связанные с устранением физических «узких мест» с соседними странами, в частности, Республика Казахстан, и препятствий, характерных отдельной отрасли, с целью создания рыночных возможностей для развития региональной торговли и туризма в Иссык-Кульской области.

Проект состоит из трех компонентов, которые представлены ниже:

Компонент 1. Региональное сообщение, смежные объекты и оборудование в Иссык-Кульской области (общая оценочная стоимость — 46 миллионов долларов США). Финансирование в рамках данного компонента будет направлено на выполнение строительных, реабилитационных работ по сооружениям, закупку оборудования и консультационных услуг для создания надежного дорожного сообщения с Республикой Казахстан через КПП «Каркыра», который имеет важное значение для региональной торговли (сельское хозяйство) и доступа на туристические объекты.

Компонент 2: Обеспечение авиационной безопасности и обслуживание (общая оценочная стоимость — 4,5 миллионов долларов США). С целью развития отрасли воздушного транспорта в Кыргызской Республике, проблема обеспечения авиационной безопасности и обслуживания являются наиболее серьезным препятствием. Выполнение запланированных мероприятий поможет АГА достичь международных стандартов безопасности ИКАО и рекомендуемых практик, а также выйти из черного списка кыргызских перевозчиков в странах ЕС, будет способствовать расширению возможностей роста среди местных перевозчиков, и, в конечном итоге, улучшит сообщение на уровне страны – результат, от которого выгоды получат как местное население, так и международные туристы.

Компонент 3: Устойчивое развитие туризма в Иссык-Кульской области (оценочная стоимость до 3,5 миллионов долл. США). Данный компонент включает мероприятия по поддержке устойчивого развития туристического сектора в Иссык-Кульской области. Конкурентоспособность туристического сектора тесно связана с его устойчивостью, в особенности, через усовершенственный канал связи для принятия решения (включая набор индикаторов), модернизированные объекты, а также вовлечение местного населения.

Компонент 4: Управление и реализация проекта (общая оценочная стоимость – 1,00 миллионов долл. США): в рамках данного компонента будет финансироваться поддержка, необходимая для управления и реализации проекта, включая, среди прочего, закупку товаров, консультационных услуг и обучения, а также дополнительные операционные расходы, включая финансовый аудит.

Общий объем финансирования составляет 55,00 млн. долл. США и выглядит следующим образом:

  1. Кредит D63280-KG: 27,5 млн. долл. США;
  2. Грант D 3850-KG: 27,5 млн. долл. США;

 

Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики образовало Группу реализации инвестиционных проектов (ГРИП) для обеспечения консультационной поддержки Исполнительному Агентству для успешной реализации инвестиционных проектов, включая ПУРПС ЦА-3.

      Задача

Задача аудита финансовой отчетности проекта (ФОП) заключается в предоставлении аудитору возможности составить профессиональное заключение относительно финансового состояния по Первой фазе Проекта улучшения дорожных путей сообщения в Центральной Азии ПУРПС ЦА-3 за следующие годы, закончившиеся 31 декабря 2020, 31 декабря 2021, 31 декабря 2022, 31 декабря 2023 и 11 месяцев 2024 (30 ноября), и доходов и расходов за отчетный период, заканчивающийся в этот срок.

Система учета Проекта (бухгалтерские книги и записи), составляющая основу для подготовки ФОП, была создана для учета финансовых операций Проекта и ведется Группой реализации инвестиционных проектов Министерства транспорта и дорог КР (МТиД КР).

Обязанности по подготовке финансовой отчетности:

Руководство проекта несет ответственность за подготовку финансовой отчетности, включая надлежащее ведение бухгалтерских записей и внутреннего контроля, выбор и применение правил бухгалтерской отчетности, а также применение средств защиты активов проекта и адекватное обнародование. В рамках аудиторского задания аудитор должен запросить у руководства проекта письменное подтверждение изложения информации, предоставленной нам относительно аудита.

      Объем аудита

Аудиторская проверка будет проводиться в соответствии с Международными стандартами аудита (ISA). Такие стандарты предполагают, что аудитор планирует и производит аудит в целях получения приемлемого подтверждения отсутствия в финансовой отчетности существенных ошибок. Аудит включает выборочную проверку документов, подтверждающих суммы и раскрытие информации в финансовой отчетности. Аудит также должен включать оценку примененных принципов ведения бухгалтерской отчетности и значимых сметно-финансовых расчетов руководства проекта, равно как и общую оценку представления финансовой отчетности.

В соответствии с Международными стандартами аудита аудитор должен обратить особое внимание на следующие вопросы, в том числе учитывая особенности деятельности объектов государственного сектора:

  1. a) При планировании и произведении аудита в целях снижения ревизионных рисков до допустимого уровня, аудитор в соответствии с Международными стандартами аудита 240: Обязанности аудитора в отношении фактов мошенничества при произведении аудита финансовой отчетности должен учесть риски существенных погрешностей в финансовой отчетности, совершенных в силу факта мошенничества.
  2. b) При выборе и выполнении процедур аудита, а также при оценке и сообщении соответствующих результатов оценки аудитор должен признавать, что несоблюдение объектом проверки законов и нормативных актов может существенно повлиять на надлежащее ведение финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами аудита 250: Учет соблюдения законов и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности.
  3. c) Аудитор обязан сообщать руководящему органу проверяемого объекта факты заинтересованности руководства, выявленные в результате проверки финансовой отчетности согласно требованиям Международных стандартов аудита 260: Сообщениеинформации по вопросам аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.
  4. d) Аудитор должен надлежащим образом сообщать руководящему органу объекта проверки/его руководству о тех недостатках внутреннего контроля, которые аудитор выявил в процессе аудита финансовой отчетности согласно Международным стандартам аудита 265: Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля до руководства проверяемого объекта.
  5. e) В целях снижения аудиторского риска до допустимого уровня аудитор должен определить предпринимаемые действия по снижению оцененных рисков на уровне финансовой отчетности, а также должен разработать и выполнить дальнейшие процедуры аудита таким образом, чтобы снизить оцененные риски на уровне утверждения согласно Международным стандартам аудита 330: Действия аудитора по снижению оцененных рисков.
  6. f) В случаях, когда определенные аспекты деятельности проверяемого объекта выполняются поставщиками услуг третьей стороны, аудитор должен включить понимание и оценку деятельности внутреннего контроля подрядной организации, предоставляющей свои услуги объекту проверки, в процессе аудиторской проверки в соответствии с Международными стандартами аудита 402: Особенности аудита предприятия, пользующегося услугами обслуживающей организации.
  7. g) В рамках аудиторской проверки аудитор должен получить письменное изложение информации от руководства и, при необходимости, от руководящих лиц согласно Международным стандартам аудита 580: Письменные предоставления.
  8. h) Если внешний аудитор решает использовать работу службы внутреннего аудита организации для изменения характера или сроков, или уменьшения объема аудиторских процедур, осуществляемых непосредственно внешним аудитором, то решение должно приниматься согласно Международному стандарту аудита 610.
  9. i) При определении того, следует ли использовать работу аудитора или насколько работа аудитора соответствует целям аудита, то решение должно приниматься в соответствии с Международным стандартом аудита 620.

При подтверждении соответствия согласованным процедурам финансирования проекта ожидается, что аудитор подтвердит, что:

  1. Все предоставленные из внешних источников средства были использованы в соответствии с соответствующими соглашениями о финансировании, уделяя должное внимание вопросам обеспечения экономичности и эффективности, и только для тех целей, на финансирование которых были выделены средства. В соответствующие соглашения о финансировании входит Соглашение о финансировании по проекту Третья фаза Программы улучшения региональных путей сообщения в Центральной Азии (ПУРПС ЦА-3) от 3-июля 2019 г и Письмо о выплатах и финансовой информации.
  2. Средства софинансирования были предоставлены и использовались согласно соответствующим соглашениям о финансировании, уделяя должное внимание вопросам обеспечения экономичности и эффективности, и только для тех целей, на финансирование которых были выделены средства.
  3. Закупка финансируемых товаров, работ и услуг была произведена согласно соответствующим соглашениям о финансировании, включая специальные положения Руководства о закупках Всемирного Банка;
  4. Все необходимые подтверждающие документы, записи и счета велись в отношении всех направлений деятельности по Проекту, включая расходы, указываемые в сводном отчете или расходных ведомостях (РВ), Специально выделенные (СВС) или Специальные (СС) счета. Аудитор должен подтвердить, что соответствующие отчеты, выпущенные в отчетный период, соответствуют записям бухгалтерской книги;

ФОП составлены в соответствии с Международными стандартами учета в государственном секторе.

 

Финансовая отчетность по Проекту

Аудитор должен проверить, что финансовая отчетность была подготовлена в соответствии с международными стандартами учета в государственном секторе.

Финансовая отчетность по Проекту должна включать в себя:

  1. Суммы полученных средств, полученные от Всемирного Банка и других финансовых институтов, а также средства софинансирования заемщика следует показать отдельно;
  2. Сводная ведомость по оплаченным расходам, представленным в разделах проекта и по основным категориям расходов; и
  3. Дополнительная информация в пояснительных записках, включая детальную информацию о расходных ведомостях, подтверждающих заявки на снятие средств, которые были а также сводку о движении денежных средств на Специальном счете и ведомость остаточных средств.
  4. В том случае, если проверяемый субъект обнародует свой утвержденный бюджет, предоставляется сравнение заложенных в бюджет и фактических сумм – либо в виде дополнительного финансового отчета, либо в виде бюджетного столбца в отчетах о получении и выплатах денежных средств
  5. Примечания, содержащие краткое изложение основных политик учета и другие пояснительных записок.

 

Сводные отчеты или расходная ведомость

В рамках аудита ФОП аудитор обязан проверить все сводные отчеты, используемые в качестве основы для составления заявок на снятие средств.

Расходы должны быть проверены на предмет соответствия критериям, определенным в условиях соглашения о финансировании и подробно изложенным в Документе оценки Проекта. В случае обнаружения недопустимых расходов, которые были включены в заявки на снятие средств, и по которым были произведены выплаты, аудитор обязан отмечать такие факты в отдельных записках, а также в письме руководству проекта по результатам аудита. Финансовая отчетность проекта должна включать приложение с перечислением отдельных сводных отчетов и заявок на снятие средств по конкретным номерам и суммам.

Аудитор должен уделять особое внимание следующему:

  1. Подготовлены ли сводные отчеты в соответствии с положениями соответствующего соглашения о финансировании;
  2. Полностью ли соответствуют произведенные расходы требованиям реализации задач проекта;
  3. Получены ли сведения и разъяснения, необходимые для целей аудита;
  4. Сохранены ли сопроводительные записи и документы, необходимые для целей аудита; и
  5. Можно ли полагаться на сводные отчеты при составлении соответствующих заявок на снятие средств.

Специальные счета

В рамках аудита финансовой отчетности по проекту, от аудитора также требуется произвести аудит Специальных счетов Проекта. Специальные счета обычно состоят из:

  1. депозитов и пополнений, получаемых от Банка;
  2. выплат, производимых на основании заявок на снятие средств;
  3. процентов, которые могут начисляться на остаток денежных средств, и которые принадлежат получателю;
  4. остатков денежных средств по состоянию на конец каждого бюджетного года.

 

Аудитор должен уделять особое внимание соблюдению процедур Всемирного Банка и остаткам средств на Специальных счетах по состоянию на конец финансового года (или отчетного периода). Аудитор должен изучить правомочность произведенных за рассматриваемый период финансовых операций и остатков средств по состоянию на конец такого периода, ведение и использование СС согласно соответствующим соглашением о финансировании и письмом о выплатах и финансовой информации, а также адекватность средств внутреннего контроля по данному типу механизма выплат.

Специальные счета по данному Проекту указаны в Статье II Общих условий, а также в Письме о выплатах и финансовой информации.

Аудиторские отчеты

Аудиторы должны представить свое заключение о финансовой отчетности Третьей фазы Программы улучшения региональных путей сообщения в Центральной Азии (ПУРПС ЦА-3).

  1. Заключение аудитора должно быть основано на оценке выводов из полученных аудиторских доказательств и должны быть выражены четко в форме письменного отчета, в котором, кроме прочего, также дается описание основания такого заключения. Отчет по аудиту должен быть подготовлен в соответствии с Международным стандартом аудита 700: «Формирование заключения и отчетность аудитора в отношении финансовой отчетности».
  2. Аудиторское заключение с оговоркой должно быть вынесено относительно финансовой отчетности в случаях, когда на основе полученных аудиторских доказательств аудитор приходит к выводу, что финансовая отчетность содержит существенные искажения; или аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы сделать вывод, что финансовая отчетность в целом не содержит существенных искажений. Аудиторские заключения с оговоркой должны соответствовать Международному стандарту аудита 705: «Оговорки к заключению в отчете независимого аудитора»
  3. Аудитор в аудиторском заключении сделает акцент на замечания по существу или другие замечания в случаях, когда аудитор, сформировав заключение о финансовой отчетности, стремится привлечь внимание пользователей, когда по мнению аудитора это необходимо, путем добавления в аудиторский отчет ясной дополнительной информации. Замечания будут относиться либо к вопросу, который, хотя и был надлежащим образом представлен или раскрыт в финансовой отчетности, имеет столь большое значение, что составляет основу для понимания пользователями финансовой отчетности; либо по мере необходимости к любому другому вопросу, который имеет отношение к пониманию пользователями аудита, ответственности аудитора или аудиторского отчета. Эта форма заключения будет представлена в соответствии с Международным стандартом аудита 706: «Замечания по существу и другие замечания в заключении независимого аудитора».

Другие аудиторские отчеты

В дополнение к аудиторскому заключению аудитор должен будет составить письмо руководству, в котором он:

  1. Изложит свои замечания и наблюдения относительно учетной документации, систем и средств контроля, проверенных при проведении аудита;
  2. Определяет конкретные недостатки и слабые места в системах и средствах контроля, а также дает рекомендации по их устранению;
  3. Докладывает о несоответствии по каждому финансовому условию соответствующего соглашения о финансировании;
  4. Высчитывает и докладывает в отчетности расходы, принятые недопустимыми, либо оплаченные из специальных счетов, либо истребованные Всемирным Банком;
  5. Сообщает о вопросах, о которых стало известно при проведении аудита, и которые могут существенно повлиять на реализацию проекта;
  6. Представляет вниманию получателя любые другие вопросы, которые аудитор считает уместными; и
  7. Включает замечания руководства в заключительное письмо руководству.

Финансовая отчетность, включая заключение аудитора и письмо руководству, должна быть получена Группой реализации инвестиционных проектов Министерства транспорта и дорог КР (ГРИП МТиД КР) в течение шести месяцев с момента завершения ревизуемого финансового года, после чего ГРИП МТиД КР незамедлительно направляет во Всемирный Банк две копии проверенной финансовой отчетности по проекту (включая заключение аудитора) и письма руководства.

      Публичное раскрытие информации

В соответствии с «Политикой Всемирного Банка в области доступа к информации» от ​​1 июля 2010 года для финансируемых Банком операций, для которых приглашение на переговоры было издано 1 июля 2010 года или после этой даты, Банк требует от Заемщика публично разглашать финансовую отчетность по результатам аудита своевременно и в форме, приемлемой для Банка. Кроме того, после официального получения Банком финансовой отчетности Заемщика, Банк предоставляет доступ общественности к отчетам в соответствии с данной политикой.

Для целей раскрытия информации письма руководству проекта, специальный аудит (то есть не финансовый аудит), а также неподлежащая аудиту финансовая отчетность (например, промежуточная финансовая отчетность) не входят в определение финансовой отчетности, подлежащей аудиту.

Только в исключительных случаях, т. е. когда финансовая отчетность, подлежащая аудиту, содержит служебную информации или коммерческую тайну, Банк может согласиться с тем, что Заемщик или назначенный субъект проекта могут быть освобождены от полного разглашения финансовой отчетности, подлежащей аудиту, но все же обязан раскрыть сокращенный вариант отчета в форме, приемлемой для Банка. Исключения подлежат утверждению руководством Всемирного Банка.

      Общие положения

Руководство МТиД КР несет ответственность за подготовку финансовой отчетности, включая надлежащее обнародование информации. Персонал МТиД КР обеспечит всестороннее сотрудничество с аудитором и предоставит любые учетные записи, документацию и иные сведения, запрашиваемые аудитором в связи с проведением аудиторской проверки.

Аудитору предоставляется неограниченный доступ ко всей юридической документации, корреспонденции и иным связанным с проектом сведениям, которые аудитор сочтет необходимыми (отчеты проверок и ревизий, информация о кредитном счете). Необходимо заручиться подтверждением сумм, выплаченных и подлежащих выплате Банком, а также сумм, выплачиваемых Правительством Кыргызской Республики.

Аудитору настоятельно рекомендуется ознакомиться с требованиями Банка к финансовой отчетности и аудиту, содержащиеся в OП 10.00 «Финансирование инвестиционных проектов», «Политика банка: Программа, ориентированная на финансирование результатов» и OП 8.60 «Кредитование политики развития». Аудитору также следует ознакомиться с «Руководством по выплатам для финансирования инвестиционных проектов» (2017 года), Справочником по займам для Заемщиков Всемирного Банка (февраль 2017) и Руководством по закупкам Всемирного Банка (июль 2016):

Данные условия найма остаются в силе на последующие финансовые годы до тех пор, пока не будут отменены, изменены или заменены иными условиями.

Аудитор обязан понимать, что рабочая документация по финансируемому Всемирным Банком проекту может пересматриваться специально уполномоченными сотрудниками Заказчика и/или Всемирного Банка.

СПИСОК ПОЗИЦИЙ КЛЮЧЕВЫХ ЭКСПЕРТОВ, РЕЗЮМЕ И ОПЫТ КОТОРЫХ БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ

 

Позиция ключевого эксперта Сфера необходимых знаний Необходимая квалификация и опыт Предполагаемый вклад персонала в чел-мес. для проведения аудита за 2020 ФГ Предполагаемый вклад персонала в чел-мес. для проведения аудита за 2021 ФГ Предполагаемый вклад персонала в чел-мес. для проведения аудита за 2022 ФГ Предполагаемый вклад персонала в чел-мес. для проведения аудита за 2023 ФГ Предполагаемый вклад персонала в чел-мес. для проведения аудита до 30 ноября  2024 ФГ Всего
К1 Руководитель группы Финансы и аудит Более 15 лет общего стажа, включая минимум 7 лет опыта работы в соответствующих проектах 0,5 чел.-мес. 0,5 чел.-мес. 0,5 чел.-мес. 0,5 чел.-мес. 0,5 чел.-мес. 2,5 чел-мес
К2 Главный аудитор Финансы и аудит Более 10 лет общего стажа, включая минимум 3 года опыта работы в соответствующих проектах 1,0 чел.-мес. 1,0 чел.-мес. 1,0 чел.-мес. 1,0 чел.-мес. 1,0 чел.-мес. 5 чел-мес
К3 Аудитор Финансы и аудит Более 5 лет общего стажа, включая минимум 1 год опыта работы в соответствующих проектах 1,5 чел.-мес. 1,5 чел.-мес. 1,5 чел.-мес. 1,5 чел.-мес. 1,5 чел.-мес. 7,5 чел-мес