mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ к проекту приказа «О внесении изменений в Авиационные правила Кыргызской Республики «АПКР-20. Правила воздушных перевозок», утверждённые приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики «Об утверждении Авиационных правил Кыргызской Республики» от 27 января 2016 года №1″

  1. Цель и задачи

Целью и задачей данного проекта приказа является совершенствование воздушного законодательства Кыргызской Республики для более детального изложения и конкретизации статей применительно к обслуживанию пассажиров в аэропортах Кыргызской Республики в случае задержки рейса в неблагоприятных погодных условиях и применении авиационных правил Кыргызской Республики 20 на практике. Также процедуры досмотра, регистрации, контроля и другие виды оформления пассажиров на вылет в аэропорту по международным и внутренним рейсам в связи с применением авиаперевозчиками воздушных судов большой пассажирской емкостью.

  1. Описательная часть

В действующем издании Авиационных правил Кыргызской Республики 20, к сожалению, существуют несколько статей, которые приводят к разностороннему их пониманию и толкованию как у эксплуатантов воздушного транспорта, так и у операторов услуг аэропортовой инфраструктуры и других вспомогательных служб наземного обслуживания Кыргызской Республики.

В связи с вышеизложенным пунктом хотелось бы отметить пункт «2.7 Тарифы и сборы» Авиационных правил Кыргызской Республики 20, в ней указывается, что дети до 2-х лет, дети с 2-х до 12 лет (50% от соответствующего тарифа аэропортовых и административных сборов, установленного для одного взрослого пассажира) и транзитные/трансферные пассажиры, имеющие право покидать транзитную зону на срок не более 24 часов или, совершающие вынужденную остановку в промежуточном аэропорту с целью ожидания продолжения полета не более 72 часов освобождаются от уплаты любых аэропортовых сборов. Так как аэропортовый сбор складывается из нескольких платежей, а в каждом аэропорту свои собственные тарифы и правила взимания таких сборов.

В связи с этим п.2.7 необходимо изложить в такой редакции, чтобы из вышеперечисленных аэропортовых сборов указывался определённый аэропортовый сбор с названием и с какой целью взымаемым в тех случаях, когда этого требуется законодательством Кыргызской Республики.

Согласно общей международной практике транзитные/трансферные пассажиры, а также дети до 12 лет в большинстве случаев освобождаются от уплаты всех аэропортовых сборов, но бывают исключения в зависимости от требований национальных правил. С целью реализации п.1 и п.3 приложения распоряжения Правительства Кыргызской Республики №354 от 18 августа 2017г. «О Пошаговом плане мероприятий по развитию гражданской авиации путем либерализации рынка авиаперевозок» и развития трансферных перевозок на базе аэропортов Кыргызской Республики рекомендуется освобождать транзитных/трансферных пассажиров от определённых аэропортовых сборов, что может положительно повлиять на будущее развитие аэропортовых инфраструктур, трансконтинентального хаба, а также развития туризма в целом. Необходимо учесть, что средний прожиточных минимум на человека в Кыргызской Республике не столь высок по сравнению с другими быстро развивающимися странами, то  освобождения от уплаты или уменьшение определённых аэропортовых сборов для детей до 12 лет, а также транзитных/трансферных пассажиров даст возможность эксплуатантам воздушного транспорта планировать уровень тарифов с учетом их расходов. Для регулирующих органов гражданской авиации Кыргызской Республики отражение в Авиационных правилах Кыргызской Республики 20 определённой категории пассажиров, освобождённых от уплаты определённых аэропортовых сборов необходимо с целью контроля их исполнения при согласовании тарифов аэропортов Кыргызской Республики.

Но в то же время нужно учитывать, то что, для развития трансконтинентального хаба и развития транзитных перевозок, по сравнению с другими европейскими и СНГ аэропортами кыргызским аэропортам необходимы дополнительные расходы на развитие аэропортовых инфраструктуры и приобретения дорогостоящего оборудования для обслуживания воздушных судов иностранных и местных авиакомпаний.  Тем самым необходимо минимально определенную часть аэропортового сбора направить на взимания с транзитных/трансферных пассажиров и детей до с 2-х-12 лет требуются как персонал, так и иные ресурсы на обслуживание данной категории пассажиров.

К сожалению, задержки авиарейсов являются частым явлением в работе авиаперевозчиков. Практически каждый из часто летающих пассажиров сталкивался с задержками рейсов, произошедшим по тем или иным причинам. Сегодня в законодательстве многих стран, прежде всего Кыргызской Республики, предусмотрена ответственность авиаперевозчиков за задержки рейсов. Кроме предоставления необходимого набора услуг (прохладительные напитки, питание, услуги связи, гостиница для ночлега) пассажир может рассчитывать также и на денежную компенсацию.

Согласно общим правилам установленным пунктом 1 статьи 712 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения, за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, и иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Одновременно пунктом 1 статьи 154 Воздушного кодекса Кыргызской Республики также оговаривается ответственность за просрочку доставки пассажира. А во втором пункте указанной статьи 154 Воздушного кодекса Кыргызской Республики оговаривается размер ответственности авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира, который устанавливается Авиационными правилами Кыргызской Республики. Однако в Авиационных правилах Кыргызской Республики отсутствует закрепление обязанностей авиаперевозчика по организации услуг для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах вследствие ожидания отправления рейса (задержки рейса) менее 2 часов, более 2 часов и более 4 часов ожидания рейса.

Кроме того, 7 августа 2017 года на совещании у Премьер-министра Кыргызской Республики было поручено Министерству транспорта и дорог Кыргызской Республики обеспечить регулирование деятельности субъектов гражданской авиации в Кыргызской Республике, в том числе, обеспечить предоставление услуг пассажирам вследствие ожидания отправления рейса (задержки рейса).

На сегодняшний день в неблагоприятных погодных условиях в аэропортах Кыргызской Республики случаются частые задержки, отмены или перенесение рейсов вылета воздушного судна на другое время в зимнее сезонное время.

В соответствии с пунктом 2.8.2. действующего издания Авиационных правил Кыргызской Республики 20 (далее – АПКР-20), указано, что Авиаперевозчик имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет воздушного судна на другое время, изменить предусмотренный расписанием маршрут перевозки, а также изменить пункт посадки, если такие действия будут необходимы вследствие форс-мажорных обстоятельств, а также в неблагоприятных погодных условиях в пункте отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других явлений, влияющих на безопасность полета.

За время отмены, задержки или переноса рейса по метеоусловиям авиаперевозчиками Кыргызской Республики на основании вышеуказанного пункта не предоставляются пассажирам дополнительные услуги. В таких случаях зачастую пассажиры ожидают в это время в пунктах отправления.

В связи с этим учитывая положения пассажиров ожидающих своего рейса в случае задержки рейса по метеоусловиям, считаем целесообразным внести изменения и дополнения в части пунктов 2.8.2. и 9.3.1. АПКР-20.

Согласно действующей редакции АПКР-20, оформление пассажиров на вылет в аэропорту заканчивается, как правило, за: — 40 минут до времени вылета на международные, если меньший срок не установлен авиаперевозчиком; и — 20 минут до времени вылета на внутренние рейсы, если меньший срок не установлен авиаперевозчиком.

Однако, в настоящее время авиакомпаниями зарегистрированными в Кыргызской Республики эксплуатируются воздушные суда большой пассажирской емкостью, что в свою очередь приводит к увеличению необходимого времени на доставку пассажиров от аэровокзала к воздушному судну, загрузку багажа и полную посадку пассажиров в воздушное судно.

На сегодняшний день авиакомпании эксплуатируют воздушные суда типа ВАе 146-200 вместимостью 99 пассажирских кресел, Boeing 737-300 вместимостью 148 пассажирских кресел и Airbus A 320 вместимостью 180 пассажирских кресел. Таким образом, при выполнении рейсов на воздушные суда большой пассажирской емкостью 20 минут для загрузки багажа и полной посадки пассажиров в ВС недостаточно, что приводит к постоянным задержкам рейсов.

В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг, основываясь на многолетний опыт советской и кыргызской авиации на нормативном документе нужно закрепить нормы для расчета веса пассажиров коммерческой загрузки, которая входит во взлетную массу воздушного судна.

Данная норма в первую очередь влияет на безопасность полетов воздушных судов и авиационной безопасности.

В связи с этим считаем целесообразным внести в действующий АПКР-20 пункт 4.8. предусматривающий вес пассажира.

  1. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий

Принятие данного проекта приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.

  1. Информация о результатах общественного обсуждения

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики будет размещен на официальных сайтах Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики  и Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики, для прохождения процедуры общественного обсуждения.

  1. Анализ соответствия проекта законодательству

Представленный проект не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.

  1. Информация о необходимости финансирования

Принятие настоящего проекта приказа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики Кыргызской Республики не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

  1. Информация об анализе регулятивного воздействия

Представленный проект не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.

 

Министр                                                Ж.Калилов