mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О предоставлении права пятой свободы воздуха»

Настоящий проект постановления Правительства Кыргызской Республики подготовлен в целях реализации Программы Правительства Кыргызской Республики «Доверие и единство», утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 13 апреля 2016 года № 438-VI, а также в рамках Плана действий Правительства Кыргызской Республики по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики «Доверие и единство» на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 августа 2016 года № 456 «Об утверждении Плана действий Правительства Кыргызской Республики по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики «Доверие и единство» на 2016 год» и с учетом статьи 145 Воздушного кодекса Кыргызской Республики.

Политика открытого неба – это международная концепция, направленная на либерализацию правил и регулирований международной авиаиндустрии, в особенности коммерческой авиации, т. е. создание свободного рынка для авиаиндустрии и снижение вмешательства правительства в международную авиацию. Также это означает, что правительство не вмешивается в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объёмов и стоимости билетов и грузоперевозок. Международные компании получают право свободного перемещения в воздушном пространстве нашей республики. С точки зрения мировой авиации, принятие концепции «Открытое небо» государством заранее гарантирует безопасность в авиаиндустрии и повышение конкуренции и качества авиауслуг согласно международным стандартам, что позволит отрасли превратиться в прибыльную.

В этих целях запускается как пилотный проект политики «открытого неба» для определенных стран и на определенный период, для проведения соответствующего анализа о привлекательности Кыргызстана с точки зрения транзитного пункта. При этом, чтобы не допустить монополию рынка иностранными авиакомпаниями, на тех линиях которые используются кыргызскими перевозчиками, выбраны страны которые на сегодняшний день не представляю т интереса местными перевозчиками. Опираясь опыт других государств и принимая во внимание, что права пятой свободы воздуха – это коммерческие права которые в мировой практике всегда требуют дополнительных согласований между государствами и в целях соблюдения действующего законодательства, предлагается путем заключения соответствующего международного договора.

Свободы воздушного пространства представляют собой набор правил гражданской авиации, дающих право авиакомпаниям страны привилегии входить в воздушное пространство другой страны и приземляться на её территории, сформулированных в результате разногласий по поводу степени либерализации авиации, заложенной в Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, также известной как Чикагская конвенция.

Правом на перевозку является право доступа к рынку, которое выражается в виде согласованного технического или географического описания или объединения этих описаний, касающихся того, кто или что может перевозиться на разрешенном воздушном судне, на установленном маршруте или его части. Однако следует обратить внимание, что термин «права на перевозки» в широком смысле при едином применении имеет то же самое значение, что и права на доступ к рынку.

При физическом определении право на перевозки в основном означает право перевозить пассажиров, груз и почту раздельно или в любой комбинации. Если согласованное право ограничено перевозкой только пассажиров, то оно обычно также подразумевает багаж или курьерские отправления, следующие с пассажирами или с курьерами, и может включать несопровождаемый багаж, который не оформляется в качестве авиа груза. Аналогичным образом, груз обычно означает товары и срочные отправления. Однако право перевозить только груз, при необходимости, включает сопровождающих лиц, в частности при перевозке животных.

Права на перевозки включают коммерческие перевозки и некоторые виды некоммерческих перевозок (если осуществляются в соответствии с пассажирским билетом, грузовой авианакладной или другим соответствующим документом), таких как груз или почта компании перевозчика.

Пятая свобода воздуха была необходимым условием при дальних перелётов до начала 1980-х годов, когда прогресс в авиации и рост пассажиропотока не позволял предлагать беспосадочные перелёты на большие расстояния. Полёты в соответствии с пятой степенью свободы воздуха до сих пор имеют место в Восточной Азии, особенно на маршруте Токио — Гонконг — Бангкок, которые обслуживают четыре различные авиакомпании, не базирующиеся ни в Таиланде, ни в Гонконге. Пятая свобода также активно используется в Европе, Южной Америке, в Карибском бассейне, в Северной Атлантике и в Тасмановом море. Пятой свободой также пользуются авиакомпании, желающие занять неиспользуемые или малоиспользуемые маршруты, либо авиакомпании, рейсы которых делают промежуточные остановки.

Пятая свобода воздуха предполагает предоставления права в отношении регулярных международных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, выгружать и принимать на борт на территории первого государства пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него.

По своему уникальному географическому расположению, Кыргызстан можно считать оптимальным местом для создания современного транзитного воздушного комплекса, открытого для мировой экономики, признающего и гарантирующего выполнение взятых на себя международных обязательств в сфере воздушных перевозок и обеспечивающего в силу климатических и погодных условий круглогодичное функционирование.

Целью настоящего проекта является введение пятой свободы воздуха в сфере международных гражданских авиаперевозок Кыргызской Республики со странами, призванное обеспечить взаимовыгодное сотрудничество, а также развитие добросовестной конкуренции между авиаперевозчиками и  повышения уровня обслуживания. Это даст возможность увеличить пассажиропоток, что положительно отразится как на экономике страны, так и на развитии туристической отрасли.

Положения настоящего проекта учитывают, что все иностранные авиаперевозчики государств, которым Кыргызская Республика предлагает право «пятой свободы воздуха», обладают существенными преимуществами перед кыргызскими авиаперевозчиками, которые в основном заключаются в том, что они:

—  обладают парком воздушных судов с большей дальностью полета;

—  в силу развитой сети воздушного сообщения с другими государствами, имеют возможность начинать перевозки из территории третьих государств и заканчивать их через территорию Кыргызской Республики и территорию своих и третьих государств;

—  располагают соответствующими экономическими возможностями, которые позволяют применять намеренное снижение тарифов на свои перевозки.

На сегодняшний день имеются соглашения о воздушном сообщении с рядом стран, а также планируется подписать международный договор в виде соглашения или меморандума о взаимопонимании с предоставлением права «пятой свободы воздуха» по периметру стран ЕС, Юго-Восточной Азии-страны Ближнего Востока и Арабского мира. При этом будут учитываться интересы отечественных авиаперевозчиков и рентабельные воздушные линии останутся за ними. При расширении географии полетов и развитии транзитного потенциала Кыргызской Республики, выполнение регулярных полетов по наработанным направлениям останутся за отечественными авиакомпаниями. Выполнение полетов по новым направлениям через нашу страну с предоставлением пятой степени свободы воздуха будет предоставляться всем желающим авиакомпаниям стран, подписавших меморандум о взаимопонимании с Кыргызской Республикой.

Либерализация рынка международных воздушных сообщений гражданской авиации на основе международных соглашений дает возможность Кыргызской Республике увеличить пассажиропоток, развить свои ресурсные потенциалы для увеличения транзитного потока пассажиров грузов аэропортов. Кроме того, межконтинентальные транзитные перевозки увеличат инвестиционную привлекательность Кыргызской Республики, будет налажено авиасообщение с другими странами и, как следствие, существенно возрастет поток туристов. Тем самым положительно повлияет на развитие туристической отрасли Кыргызстана.

Следует отметить, что проведенная работа Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики и  Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики с авиационными администрациями и авиакомпаниями определенных  иностранных государств не достигла конечной цели, и в течение несколько лет не реализуется программа по предоставлению пятой степени свободы воздуха иностранным воздушным судам, т.е. выполнение транзитных авиарейсов в третьи страны через международные аэропорты Кыргызской Республики, в связи с отсутствием заинтересованных авиакомпаний иностранных государств.

По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного проекта не противоречат другим действующим нормативным правовым актам.

Принятие настоящего постановления не повлечёт негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой.

Принятие проекта не повлечёт изменение расходов, финансируемых за счёт средств республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Данный проект не подлежит гендерной, экологической, коррупционной и иной научной экспертизе.

Проект не затрагивает вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью, в связи с этим проведение Анализа регулятивного воздействия не требуется.

Данный проект в соответствии со статьей 22 и 23 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» будет размещен на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики для общественного обсуждения.

Кроме того, указанный проект размещён на сайте Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики www.mtd.gov.kg  и Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики www.caa.kg для общественного обсуждения.

 

Министр                                                                                 Ж. Калилов