mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 314 385
KG   RU   EN

Проект Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон «Об автомобильных дорогах Кыргызской Республики»

Проект

 

Закон Кыргызской Республики

«О внесении изменений в Закон «Об автомобильных дорогах  Кыргызской Республики»

 

Статья 1.

  1. Внести в Закон Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах» от 2 июня 1998 года №72 следующие изменения:

 

1) статью 20 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 20. Платные автомобильные дороги

  1. Платные автомобильные дороги (участки, мосты, тоннели) создаются и определяются в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики в области государственно-частного партнерства и инвестициях.

Платными автомобильными дорогами (участки, мосты, тоннели) являются  автомобильные дороги, в отношении которых принято решение об использовании их на платной основе и за проезд, по которым взимается плата.

Организация платного движения — мероприятия по взиманию платы за проезд по платным автомобильным дорогам (участкам) посредством внедрения и устройства программно-аппаратных комплексов взимания платы за проезд, а также управления платной автомобильной дорогой;

  1. Плата за проезд по платным автомобильным дорогам (участки, мосты, тоннели) вводиться при:

— обеспечении транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги в соответствии с требованиями технических регламентов и стандартов в области безопасности автомобильных дорог,

— сокращении времени проезда, в связи с нормативным состоянием дороги,

— наличии мер безопасности движения для разделения  транспортных потоков противоположных и пересекаемых направлений,

— наличии ограждений автомобильной дороги по обеим сторонам.

  1. Платные автомобильные дороги (участки, мосты, тоннели) могут создаваться за счет:

— средств государственного бюджета,

— средств привлеченных инвестором,

— собственных и (или) заемных средств  юридических лиц,

— средств от договоров государственно-частного партнерства, в том числе договоров концессии.

  1. Уполномоченный государственный орган в сфере транспорта и дорог Кыргызской Республики определяет перечень платных автомобильных дорог (участки, мосты, тоннели) и порядок их эксплуатации.
  2. В случаях создания совместно с инвестором, партнером по государственному — частному партнерству новой платной дороги (участка, моста, тоннели), Правительство Кыргызской Республики содействует инвестору, партнеру по государственному — частному партнерству в обеспечении решения организационных, правовых и административных вопросов при создании такой дороги.
  3. Проезд по платной автомобильной дороге (участок, мост, тоннели) осуществляется на основании договора пользователя автомобильной дороги с управляющей организацией платной автомобильной дорогой в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики. Моментом заключения договора является момент пересечения пункта въезда на платную автомобильную дорогу. Договор на пользование платной автомобильной дороги между управляющей организацией и пользователями платной автомобильной дороги (участками) является публичным.
  4. Управляющей организацией является отечественная, иностранная организация, или уполномоченный государственный орган в сфере транспорта и дорог.

Управляющая организация платной автомобильной дороги определяется в соответствии с законодательством.

  1. Плата, полученная за проезд по платным автомобильным дорогам направляется на финансирование расходов, связанных с:

1) ремонтом и содержанием платных автомобильных дорог, содержанием программно-аппаратного комплекса взимания платы за проезд;

2) возвратом инвестиций, привлеченных для целей внедрения и устройства программно-аппаратных комплексов взимания платы за проезд;

3) организацией платного движения на платных автомобильных дорогах;

4) приобретением и обслуживанием дорожно-эксплуатационной техники для содержания платных автомобильных дорог.

Расходы, направляемые на цели, указанные в подпунктах 3) и 4) части первой настоящего пункта, возмещаются за счет денег, полученных от взимания платы за проезд, после возмещения расходов, указанных в подпунктах 1) и 2) части первой настоящего пункта.

  1. Тариф платы за проезд по платной дороге устанавливается управляющей организацией по согласованию с уполномоченным органом по антимонопольному регулированию.
  2. Местным органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается устанавливать сборы и платежи с пользователей автомобильных дорог, применение которых прямо или косвенно ограничивает свободное перемещение автомобильным транспортом грузов и пассажиров».

 

 

2) дополнить статьей 20-1 следующего содержания:

 

«Статья 20-1. Принятие решения об использовании автомобильной дороги на платной основе

  1. Решение об использовании автомобильных дорог на платной основе принимаются в отношении:

1) автомобильных дорог общего пользования международного и государственного значения I и II категории для всех видов автомобильного транспорта;

3) автомобильных дорог общего пользования международного и государственного значения III категории для грузового автотранспорта;

Решение об использовании автомобильной дороги общего пользования международного и государственного значения на платной основе принимается уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог.

  1. В решении об использовании автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны:

1) начальный и конечный пункты с возможностью проезда по другой существующей альтернативной дороге;

2) перечень пересечений с другими автомобильными дорогами и примыканий к другим автомобильным дорогам;

3) техническая классификация и основные параметры;

4) протяженность;

5) тариф платы за проезд;

6) перечень прилегающих населенных пунктов, не имеющих альтернативного проезда по другой автомобильной дороге;

7) срок использования на платной основе.

  1. Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе должно быть опубликовано в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения в периодических печатных изданиях, и интернет страницах, распространяемых на всей территории Кыргызской Республики, на государственном или официальных языках».

 

3) дополнить статьей 20-2 следующего содержания:

 

«Статья 20-2. Льготы при плате за пользование платными автомобильными дорогами (участками)

  1. От платы за пользование платными автомобильными дорогами (участками) освобождаются:

1) специальные автотранспортные средства при исполнении служебных обязанностей; организации скорой медицинской помощи; противопожарной службы; аварийно-спасательных служб; дорожно-патрульной службы; военной техники;

2) автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в пригородных сообщениях и сообщениях, соединяющих населенные пункты, прилегающие к платной автомобильной дороге (участку): поселки, села с районными или областными центрами, столицей или городами республиканского значения;

3) автобусы районов, прилегающих к платной автомобильной дороге, зарегистрированные в установленном порядке на территории указанной административно-территориальной единицы, для перемещения в пределах одного района;

4) колесные самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные машины в пределах отрезков между ближайшими транспортными развязками для пересечения водных преград и железных дорог;

5) легковые автомобили физических и юридических лиц районов, прилегающих к платной автомобильной дороге, зарегистрированные в установленном порядке на территории указанной административно-территориальной единицы, для перемещения в пределах одного района.

  1. Не освобождаются от платы за пользование платными автомобильными дорогами (участками), созданными (реконструированными) и эксплуатируемыми на основе договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии, автотранспортные средства, предусмотренные подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи».

 

3) дополнить статьей 20-3 следующего содержания:

 

«Статья 20-3. Прекращение и приостановление использования платной автомобильной дороги (участка)

  1. Прекращение использования платной автомобильной дороги (участка) осуществляется по истечении срока, указанного в решении об использовании автомобильной дороги (участка) на платной основе.
  2. Приостановление использования платной автомобильной дороги (участка) осуществляется на определенный срок в период военного или чрезвычайного положения, а также в случаях возникновения чрезвычайной ситуации экологического, природного или техногенного характера.
  3. Решение о приостановлении использования платной автомобильной дороги (участка) принимается уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог с момента возникновения обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи».

 

Статья 2.

1.Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования.

  1. Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики

С. Жээнбеков

 

Справка-обоснование
к проекту Закона Кыргызской Республики 
«О внесении изменений в закон Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах»

 

  1. Цель и задачи законопроекта

 

Настоящий Закон определяет правовые условия для создания платных автомобильных дорог на территории Кыргызской Республики, устанавливает порядок организации и эксплуатации платных автомобильных дорог, участков, мостов, тоннелей и других искусственных сооружений, а также порядок управления ими, предусматривает взимание сборов за проезд по ним автотранспортных средств.

Настоящий законопроект расширяет положения, изложенные в статьях 20 «Платные автомобильные дороги» и 21 «Сборы за проезд транспортных средств по платным дорогам и искусственным сооружениям на автомобильных дорогах общего пользования» Закона «Об автомобильных дорогах» от 2 июня 1998 года №72.

Инициирование данного законопроекта – очередной этап реализации Основных направлений развития дорожной отрасли в Кыргызской Республике на 2016-2025 годы, утвержденные постановлением Правительства от 1 июля 2016 года №372.

 

  1. Описательная часть.

 

Дорожная сеть является одним из крупнейших активов Кыргызской Республики, стоимость которой можно измерить через финансовые затраты на ее строительство, или через социальные и экономические выгоды, которые она обеспечивает.

Главной проблемой дорожного хозяйства страны является углубляющееся отставание развития сети автомобильных дорог от потребности транспорта и экономики страны

Качество жизни населения и предпринимательства имеет прямую зависимость от транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и их развитости. Хорошее состояние дорог способствует сокращению транспортных расходов и экономическому росту. Если позволить дорогам разрушаться из-за недостаточного объема финансирования на их содержание, то все общество будет ощущать на себе последствия такого отношения.

Ее трудно решить путем финансирования только из государственного бюджета, возможности которого ограничены. На протяжении последних двадцати лет в результате недостаточности внутренних источников финансирования крупные инвестиционные проекты по реабилитации и реконструкции автомобильных дорог на участках международных транспортных коридоров, а также проекты строительства дорог в их границах осуществлялись за счет привлечения международной финансовой помощи.

По итогам 2017 года доля государственных инвестиций для реализации таких проектов в консолидированном бюджете дорожной отрасли по составила более 78%, при этом внешнее финансирование дорог составило практически 3/4 всех ресурсов отрасли.

Таким образом, критически высоки риски, связанные с зависимостью бюджета дорожной отрасли от внешней помощи иностранных государств и международных финансовых институтов, а также ростом бремени государственного долга.

 

В этих условиях необходим поиск и привлечение нетрадиционных источников финансирования. Одним из таких источников, по опыту зарубежных стран и результатам исследования отечественных и международных специалистов, может стать создание платных автомобильных дорог, мостов, путепроводов, тоннелей и подходов к ним (далее — платных автомобильных дорог и дорожных объектов).

 

Принятие предложенных изменений и дополнений в закон «Об автомобильных дорогах» позволит в условиях ограниченности государственного бюджета и его социальной направленности, дать возможность справедливого использования автодорог по принципу «кто пользуется тот и платит», а также положить основу для привлечения средств в рамках государственно-частного партнерства.

 

В законопроекте предусмотрены:

 

-полномочия Министерства транспорта и дорог в процессе принятия решений о создании платных дорог, организации и сроках функционирования автомобильных дорог как платных объектов, утверждать перечень платных автомобильных дорог,

 

-условия передачи для эксплуатации на платной основе существующих дорог,
— меры по стимулированию инвесторов при строительстве, реконструкции и эксплуатации платных дорог, механизм реализации государственного-частного партнерства при создании платных дорог.

-система льгот для проезда по платным автомобильным дорогам (освобождение от платы).

 

-процедуры установления и пересмотра размеров платы за проезд и порядок распоряжения средствами, полученными от эксплуатации автомобильных дорог и дорожных объектов на платной основе,

Проектом закона предлагается:

— исключить норму о наличии альтернативной дороги при создании платной автомобильной дороги.

Это вносится министерством транспорта и дорог, как вынужденное и необходимое в связи со следующими факторами:

  1. Географическое расположение страны, где 95 процентов территории горные массивы, что затрудняет строительство новых альтернативных дорог,
  2. Исторически сложившаяся сеть автодорог, на протяженности которых выстроены населенные пункты, а в глубину расположены сельскохозяйственные угодья, пастбища, и другие, необходимые для развития инфраструктурные сооружения,
  3. Не приоритетное финансирование из государственного бюджета, не социально-ориентированная отрасль (дорожная), для строительства альтернативных дорог.

В этих условиях, для поддержания нормативных параметров содержания существующих автодорог и развития государственно-частного партнерства в автодорожном секторе, и вводится данная мера.

  1. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.

Принятие законопроекта повлечет следующие экономические последствия. Так, для бюджета страны стоимость дорожных активов республики составляет порядка 20,0 млрд сом. На текущий ремонт и содержание ежегодно выделяется в среднем 3,0 млрд.сом или 0,4 % от ВВП.

Потери бюджета по дорожной отрасли, из-за интенсивного разрушения автодорог из-за недофинансирования, составляет порядка 195,0 млрд сомов за 30 летний жизненный цикл дорог или 6,5 млрд.сом ежегодно.

При этом, посчитано, что при установлении тарифа согласно таблицы №1, для автомобильных дорог международного значения, ежегодные сборы по платным автомобильным дорогам составят порядка 2,0 млрд.сом. Направление этих средств на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог позволит сэкономить бюджетные средства порядка 87,0 млрд сомов за 30 летний период или 2,9 млрд. ежегодно.

Таблица 1                                                                                                                                          (сом)

Грузовики  3.5-12 тонн

(2-х осевые)

Грузовики свыше 12 тонн (3-х осевые) Грузовик с прицепом Трейлер, тягач с полу-прицепом
Ставка тарифа 1,05 3 4,5 6

 

Произведенные расчеты по предлагаемым тарифам показали, что существенного влияния на стоимость перевозимых товаров не повлияет. Так, стоимость перевозки одного килограмма товара повысится на 10 тыйын, которое компенсируется качественными дорогами путем сокращения следования в пути и экономией на ремонт транспортных средств.

Для населения предусмотрена система льгот для общественного транспорта, транспорта для местного населения, специального транспорта в условиях чрезвычайных ситуаций (скорая помощь, пожарная охрана, обеспечение безопасности граждан, ликвидация стихийных бедствий и др).

На деятельность предпринимателей принимаемые изменения отрицательно не повлияют, напротив создаются условия для качественной дорожной инфраструктуры, положительно отражающих на финансово-экономические показатели (скорость доставки, экономия топлива и средств на ремонт транспортных средств).

Сборы от оплаты за пользованием автодорог будут направлены на поддержание высоких транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, управление ею, возврат заемных средств с учетом процентов, прибыль управляющих компаний — инвесторов дорог.

В случае образования средств, превышающих перечисленные расходы, излишки должны расходоваться в первую очередь на реконструкцию платной дороги, дальнейшее повышение ее транспортно-эксплуатационных качеств и комфортности движения, строительство новых участков дороги и подъездов к ней.

Принятие законопроекта не повлечет иных финансовых затрат, а также негативных финансово-экономических последствий, социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и антикоррупционных последствий.

В целом законопроект предусматривает решение приоритетных задач по внедрению передовых форм и методов организации дорожного движения, повышения уровня безопасности дорожного движения на платных автомобильных дорогах, что позволит достичь конечных целей и задач по эффективному управлению дорожной отраслью.

  1. Информация о результатах общественного обсуждения

В соответствии со статьей 22 закона «О нормативно правовых актах Кыргызской Республики, проект Закона Кыргызской Республики «Об изменениях в Законе «Об автомобильных дорогах» был размещен на сайте Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики (www.mtd.gov.kg) в целях прохождения процедуры общественного обсуждения.

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству

По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного законопроекта не противоречат действующим нормативным правовым актам.

6. Информация о необходимости финансирования законопроекта

Принятие данного проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон «Об автомобильных дорогах» не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия

Представленный проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон «Об автомобильных дорогах» не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Министр                                                          Ж.К. Калилов