mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011)»»

Во исполнение требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877, Плана мероприятий по реализации комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Плана мероприятий по реализации комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности в Кыргызской Республике» от 30 августа 2017 года № 546, в целях повышения эффективности  управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок   пассажиров и опасных  грузов, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», Правительство Кыргызской Республики постановляет:

 

  1. Оснащению устройством вызова экстренных оперативных служб подлежат выпускаемые в  обращение  транспортные  средства  категорий  М1, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, и категории  N1, не входящие  в  область  применения  Правил  ЕЭК  ООН  №  95, а также категорий М2,М3,N2,N3, используемые для  коммерческой  перевозки  пассажиров,  специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых  бытовых  отходов  и  мусора  (мусоровозы),  а  также  на тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы.
  2. Оснащению системой вызова экстренных оперативных служб подлежат выпускаемые в обращение транспортные  средства   категории  М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, и категории  N1, входящие  в  область  применения  Правил  ЕЭК  ООН  №  95.
  3. Оснащение находящихся в эксплуатации транспортных средств категорий М и N устройствами (системой) вызова экстренных оперативных служб осуществляется на добровольной основе.
  4. Транспортные средства в отношении установки системой (устройством) вызова экстренных оперативных служб должны соответствовать положениям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
  5. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике» от 23 сентября 2013 года № 519 следующие изменения:

в Правилах организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике, утвержденных вышеуказанным постановлением:

-в пункте  4:

дополнить абзацем сорок четвертым следующего содержания:

 «устройство вызова экстренных оперативных служб» — устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренным и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи;»;

—  в пункте 32:

— в абзаце  двадцать восьмом после слова «требований» дополнить словами «Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТРТС 018/2011);

— дополнить пунктом 36-1 следующего содержания:

«36-1. Выпускаемые  в  обращение транспортные  средства  категории  М, используемые  для  коммерческих  перевозок  пассажиров,  а  также  специально предназначенные для перевозки детей подлежат оснащению устройством вызова экстренных оперативных служб. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.».

— пункт 190 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Выпускаемые  в  обращение транспортные средства категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров легковыми такси, подлежат оснащению  устройством (системой) вызова экстренных оперативных служб. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.».

  1. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил организации грузовых перевозок автотранспортным средством в Кыргызской Республике» от 21 мая 2015 года № 311 следующее изменение:

В Правилах организации грузовых перевозок автотранспортным средством в Кыргызской Республике, утвержденных названным постановлением:

— в пункте 5:

дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«устройство вызова экстренных оперативных служб» — устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренным и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи;»;

—  пункт 113 дополнить абзацем  вторым следующего содержания:

«Выпускаемые  в  обращение  транспортные  средства  категории  N,   используемые для перевозки твердых  бытовых  отходов  и  мусора  (мусоровозы) подлежат оснащению устройством вызова экстренных оперативных служб. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.».

  1. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» от 11 апреля 2016 года № 198 следующие изменения:

в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных вышеуказанным постановлением:

— в пункте 2:

дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:

«Устройство вызова экстренных оперативных служб» — устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренным и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.»;

— пункт 27 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Выпускаемые в обращение транспортные средства категории N, используемые для перевозки специальных, опасных грузов, а  также  тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы подлежат  оснащению устройством вызова экстренных оперативных служб. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.».

  1. Государственному комитету информатизации и связи при Правительстве Кыргызской Республики и Министерству чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики совместно с Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики и Государственной таможенной службой при Правительстве Кыргызской Республики провести соответствующую работу по созданию системы экстренного вызова оперативных служб при авариях и катастрофах с целью реализации требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877.
  2. Расходы, связанные с реализацией настоящего постановления осуществить за счет и в пределах средств, предусмотренных в респбуликанском бюджете.
  3. Государственным органам Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением.
  4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
  5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на соответствующие отделы Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр

Кыргызской Республики                                         С. Исаков  

Справка-обоснование к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по реализации Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)

  1. Цель и задачи

Настоящий проект постановления Правительства Кыргызской Республики разработан  в реализацию Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877 (ТР ТС018/2011), вступившего его в силу с 1 января 2015 года.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии №6 от 30 января 2013 года установлено следующее.

Вводимым данным решением пунктом 13.1 установлено, что выпускаемые в обращение транспортные средства категории  М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 94 и 95, и категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 95, оснащаются системой вызова экстренных оперативных служб, прочие выпускаемые в обращение транспортные средства категорий M1 и N1, транспортные средства категорий M2,M3,N2,N3 оснащаются устройством вызова экстренных оперативных служб.

  1. Описательная часть

В рамках Евразийского экономического сообщества вопросы транспорта регулируются следующим образом.

Договором о ЕАЭС вопросы транспорта регулируются Разделом XXI, положения которого применяются к автомобильному, воздушному, водному и железнодорожному транспорту. При этом, в Союзе осуществляется скоординированная (согласованная) транспортная политика, направленная на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства, на принципах конкурентности, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.  Также, провозглашается стремление государств-членов  к поэтапной либерализации транспортных услуг между государствами-членами, порядок, условия и  этапность которых определяются международными договорами, с учётом особенностей, предусмотренных Приложением №24 к настоящему Договору.

В соответствии с названным Приложением № 24 международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств — членов, осуществляются на безразрешительной основе:

— между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом;

-транзитом через территории других государств-членов;

— между другими государствами-членами.

Требования  к  колесным  транспортным  средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза, установлены в Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877 (ТР ТС018/2011), которым установлено  вступление его в силу с 1 января 2015 года.

К  объектам  технического  регулирования,  на  которые распространяется  действие  настоящего  технического  регламента, относятся:

— колесные  транспортные  средства  категорий L, M, N  и  О, предназначенные  для  эксплуатации  на  автомобильных  дорогах  общего пользования, а также шасси;

— компоненты  транспортных  средств,  оказывающие  влияние  на безопасность транспортных средств.

При этом, действие  настоящего  технического  регламента  не распространяется на транспортные средства:

1) имеющие  максимальную  скорость,  предусмотренную  их конструкцией, не более 25 км/ч;

2) предназначенные  исключительно  для  участия  в  спортивных соревнованиях;

3) категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло30 и более лет,  а также категорий М2, М3 и N, не предназначенные для коммерческих перевозок  пассажиров  и  грузов,  с  даты  выпуска  которых  прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

4) ввозимые  на  единую  таможенную  территорию  Таможенного союза,  на  срок  не  более 6 месяцев  и  помещаемые  под  таможенные режимы, которые не предусматривают возможность отчуждения;

5) ввозимые  на  единую  таможенную  территорию  Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками  национальных  государственных  программ  по  оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом,  либо  признанными  в  установленном  порядке  беженцами  или вынужденными переселенцами;

6) принадлежащие  дипломатическим  и  консульским представительствам,  международным (межгосударственным)  организациям,  пользующимся  привилегиями  и  иммунитетами  в соответствии  с  общепризнанными  принципами  и  нормами международного  права,  а  также  сотрудникам  этих  представительств (организаций) и членам их семей;

7) внедорожные большегрузные транспортные средства.

Также, действие  настоящего  технического  регламента  не распространяется  на  компоненты,  предназначенные  только  для комплектации транспортных средств, указанных в вышеназванных подпунктах 1), 2), 4) и 5).

Технический регламента имеет прямое действие на территории ЕАЭС, вместе с тем, он содержит нормы, отсылающие к национальному законодательству государств-членов и требующие их  конкретизации на данном уровне законодательства. Ниже, будут приведены конкретные нормы, которые надлежит разработать в отношении колесных транспортных средств.

Нормы, связанные с обязательностью оснащения транспортных средств устройствами/системами ВЭОС, и существенные требования к устройствам/ системам ВЭОС включены в технический регламент Решением Совета ЕЭК от 30 января 2013 г. № 6 по инициативе Российской Федерации.

Технический регламент предусматривает обязательное поэтапное оснащение транспортных средств устройствами/системами ВЭОС:

1) Транспортные средства категории М1, не входящие в область применения Правил ООН № 94 и 95, и категории N1, не входящие в область применения Правил ООН № 95, а также категорий М2, М3, N2, N3, которые должны оснащаться устройством ВЭОС (срабатывание при аварии в ручном режиме посредством нажатия кнопки «Экстренный вызов»):

с 1 января 2015 г. – транспортные средства всех вышеуказанных категорий, впервые проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента с учетом внесенных изменений;

с 1 января 2016 г. – транспортные средства указанных категорий, используемые для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), а также на тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы, выпускаемые в обращение на территории стран ЕАЭС;

с 1 января 2017 г. – все транспортные средства вышеуказанных категорий, выпускаемые в обращение на территории стран ЕАЭС.

2) Транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, и категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 95, которые должны оснащаться системой  ВЭОС (автоматическое срабатывание при аварии от датчиков систем безопасности транспортного средства или собственных датчиков системы вызова экстренных оперативных служб):

с 1 января 2015 г. – транспортные средства вышеуказанных категорий, впервые проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента с учетом внесенных изменений;

с 1 января 2017 г. – все транспортные средства вышеуказанных категорий, выпускаемые в обращение на территории стран ЕАЭС.

При этом,  системой вызова экстренных оперативных служб является система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме. В свою очередь устройством вызова экстренных оперативных служб является устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренным и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Вышеназванные категории транспортных средств приведены ниже.

Категория M − Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.

К категории М2 относятся автобусы,  троллейбусы,  специализированные  пассажирские транспортные средства и их шасси,  используемые  для перевозки  пассажиров,  имеющие,  помимо  места  водителя,  более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

К категории  М3 относятся автобусы,  троллейбусы,  специализированные  пассажирские транспортные средства и их шасси,  используемые  для перевозки  пассажиров,  имеющие,  помимо  места  водителя,  более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5т.

Категория N − Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки грузов

Категория N1: транспортные средства, используемые для перевозки грузов и имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

Категория N2: транспортные средства, используемые для перевозки грузов и имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

Категория N3: транспортные средства, используемые для перевозки грузов и имеющие максимальную массу более 12 т.

Относительно транспортных средств категорий М1 и N1, входящих и не входящих в область применения Правил ООН № 94 и 95, то ими предусмотрено следующее.

Правила ЕЭК ООН № 94 применяются к механическим транспортным средствам категории М1 и N1, общая допустимая масса которых не превышает 2,5 т.

В свою очередь Правила ЕЭК ООН N 95 устанавливают требования к характеру изменения конструкции салона транспортных средств категорий М1 и N1 в котором точка  R  самого низкого сиденья находится на высоте не более 700 мм над поверхностью земли, в случае бокового столкновения, если техническое состояние транспортного средства таково, что его масса соответствует контрольной массе: порожняя масса транспортного средства, к которой прибавлена масса, равная 100 кг (масса манекена для испытания на боковой удар с устанавливаемыми на нем приборами).

 

В этой связи подготовлен проект постановления об оснащении выпускаемых в обращение  транспортных средств категории М и N        системой и устройством вызовов экстренных оперативных служб, в зависимости от их категорий.

Для транспортных средств, находящихся в эксплуатации предусмотрен добровольный порядок их оснащения.

Необходимо отметить, что Решением Совета ЕЭК №6 от 30 января 2013 года об оснащении транспортных средств выпускаемых в обращение на территории стран категории М1, не входящих в область применения Правил ООН № 94 и 95, и категории N1, не входящих в область применения Правил ООН № 95, а также категорий М2, М3, N2, N3 устройствомВЭОС  предусмотрен поэтапный переход. С  1 января 2016 г. вступило в силу требование о данном оснащении для  транспортных средств указанных категорий, используемых для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), а также на тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы.

В этой связи, в целях приведения национального законодательства в соответствие с законодательством ЕЭАС, подготовлен данный проект постановления Правительства КР, которым в том числе названные требования вводятся в следующие акты Правительства,  которыми регулируются вопросы перевозок пассажиров,  грузов и опасных грузов, а именно:

— постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике» от 23 сентября 2013 года № 519;

— постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил организации грузовых перевозок автотранспортным средством в Кыргызской Республике» от 21 мая 2015 года № 311;

— постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»  от 11 апреля 2016 года  № 198.

 

  1. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий

Принятие данного проекта негативных, социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой не повлечет.

  1. Информация о результатах общественного обсуждения

Предлагаемый проект постановления Правительства Кыргызской Республики размещен на официальных веб-сайтах Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики для общественного обсуждения.

  1. Анализ соответствия проекта законодательству

По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного законопроекта не противоречат действующим нормативным правовым актам.

 

  1. Информация о необходимости финансирования

Проект постановления Правительства КР предусматривает дополнительное финансирование из республиканского бюджета либо за счет иных грантовых средств для создания системы экстренного вызова оперативных служб при авариях и катастрофах с целью реализации требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №877, т.е.  по обеспечению связи с вышеуказанной системы со Службой-112 МЧС КР. По предварительным оценкам специалистов АО «ГЛОНАСС» и Службы 112 МЧС КР составят порядка 2,5 млн. долл. США.

  1. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ)

Рабочей группой МТиД КР разработан АРВ и прикладывается к настоящему проекту постановления Правительства Кыргызской Республики.

 

 

         Министр                                                                          Ж. Калилов