mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Создание эффективной формы консолидации денежных средств как Дорожный Фонд поможет снять зависимость от бюджета

Создание эффективной формы консолидации денежных средств как Дорожный фонд(ДФ) поможет снять зависимость от бюджета, от внешней помощи иностранных государств и международных финансовых институтов дорожную отрасль Кыргызстана и остановит рост бремени государственного долга.
Необходимо отметить, что Дорожный фонд успешно зарекомендовал себя и функционирует в таких странах как США, Великобритания, Япония и Российская Федерация.
Одним из основных источников пополнения ДФ предлагается установить часть средств, поступающие от акцизного налога на бензин и дизтопливо, а также сборы, связанные с использованием автодорог, то есть необходимо внедрить международную систему «пользователь платит». При этом, для обеспечения прозрачности и эффективности его работы будет сформирован Наблюдательный совет из числа уполномоченных государственных органов в сфере транспорта, экономики и финансов, местного самоуправления, представителей общественных объединений в сфере дорожного строительства, перевозки пассажиров и грузов, который в необходимых случаях сможет инициировать независимый финансовый аудит Дорожного фонда.
Какова же ситуация на сегодня в сфере дорожного строительства? На протяжении последних двадцати лет крупные инвестиционные проекты по строительству, реабилитации и реконструкции автомобильных дорог на участках международных транспортных коридоров осуществлялись за счет привлечения международной финансовой помощи. Так, по итогам 2019 года доля государственных инвестиций для реализации таких проектов в консолидированном бюджете дорожной отрасли составила порядка 80 процентов, при этом внешнее финансирование дорог составило практически 3/4 всех ресурсов отрасли.
Общеизвестно, что дорожные активы, построенные в результате прошлых инвестиций, ухудшаются из-за неадекватного их обслуживания. Потребность в крупных инвестициях и в дальнейшем может сохраниться и даже удвоиться, если не будут выполняться достаточные ремонтные и подкрепляющие работы.
Согласно исследованиям Всемирного Банка по управлению автодорогами в развивающихся странах, восстановление дороги стоит в три раза дороже, чем регулярное содержание данной дороги в течение операционного цикла дороги.
Текущие реалии таковы, что на текущее содержание, средний ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений приходится всего 10,3% консолидированных ресурсов, что является крайне низким. В результате ежегодного неудовлетворительного содержания дорог, жизненный цикл автомобильной дороги сокращается, что приводит к новой потребности в долгосрочных инвестициях.
Таким образом, критически высоки риски, связанные с зависимостью бюджета дорожной отрасли от внешней помощи иностранных государств и международных финансовых институтов, а также ростом бремени государственного долга.
Обеспечивая посредством дорог около 98% пассажирских и более 96% грузовых перевозок, из 14778 км дорог государственного и местного значений в хорошем состоянии мы имеем лишь 22,3% дорог. Тогда как Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы возлагает на государство ответственность ежегодно ремонтировать не менее 550 км внутренних автомобильных дорог, а также строить и ремонтировать не менее 15 мостов. Поэтому создание Дорожного фонда -это веление времени.
Пресс-служба МТиК КР