mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества при грузовых перевозках автомобильным транспортом в ходе рабочего визита Министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Т. Текебаева в Туркменистан

            1 – 3 декабря 2022 года состоялся рабочий визит Министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Т. Текебаева в Туркменистан. В проведенных двусторонних встречах с представителями государственных транспортных структур Туркменистана обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества при грузовых перевозках автомобильным транспортом.
1 декабря 2022 года в порту Туркменбаши состоялась двухсторонняя встреча Министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Т. Текебаева с Председателем агентства«Туркмендениздеряёллары» с Аннадурды Косаевым . В ходе нее стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего кыргызско-туркменского сотрудничества в сфере транспорта, обозначили намерения по усилению работы для увеличения количества грузовых автомобильных перевозок, в том числе путем создания новых логистических цепочек поставок товаров и транспортных коридоров.
Кыргызская сторона подчеркнула, что самое активное взаимодействие между нашими странами осуществляются в сфере автомобильных перевозок. На встрече была отмечена важность запуска альтернативного мультимодального маршрута «Кыргызская Республика – Республика Узбекистан – Туркменистан (порт Туркменбаши)–Российская Федерация (порт Астрахань).
Туркменская сторона ответила, что по данному маршруту они готовы рассмотреть льготные тарифы на портовые услуги по транзитным грузам. В настоящее время задействованы 4 причала, из них 3 причала по автомобильному транспорту и 1 причал для железнодорожного транспорта. Имеются также 2 парома которые в данное время используется для перевозок грузов в порт «Баку», Азербайджан и эти паромы не могут предоставляться для альтернативного мультимодального маршрута «Кыргызская Республика – Республика Узбекистан – Туркменистан (порт Туркменбаши)–Российская Федерация (порт Астрахань).
Кыргызская сторона озвучила на встрече, что российская сторона готова предоставить паромы для данного коридора. Такой результат был достигнут во время двусторонней встречи Министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Т.К.Текебаева со Статс-секретарем – заместителем министра транспорта Российской Федерации Д.С. Зверевым, которое состоялось 16 сентября 2022 г. в г. Москва. Первоначально планируется, ежедневно, по 50-60 автотранспортных средств для перевозок от порта «Туркменбаши» до порта «Астрахань». Вторым этапом, по схеме: доставка до порта «Туркменбаши» — погрузка на паром полуприцепов, без тягача – доставка в порт «Астрахань» — перецепка полуприцепов – доставка грузов до пункта назначения и обратно по этой же схеме. Третий этап – контейнерные перевозки, при этих перевозках российская Сторона предлагает порт «Махачкала».
Туркменская сторона озвучила о том, что Кыргызская сторона может зафрахтовать паром и перевозить свои грузы. Есть также возможность задействовать сухогрузы для грузов в «паллетах» и «биг-бегах» и для этого имеются подъездные пути и места для выгрузки с автотранспорта (время выгрузки 10-15 мин) и дальнейшие погрузки на сухогрузы. Имеются здесь также склады для хранения грузов таможенного транзита, сроком хранения до 3 лет, которыми могут воспользоваться кыргызские автоперевозчики. Также было сказано о том, что кыргызские перевозчики могут автомобильным транспортом перевести груз до узбекско-туркменской границы и там перегрузить на контейнеры на железнодорожном транспорте и довезти до порта «Туркмебаши» где имеются все условия для перегрузки с железнодорожного транспорта.

         2 – декабря 2022 года в г.Ашгабат, Туркменистан, состоялась встреча Министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Т. Текебаева с Генеральным директором Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете министров Туркменистана М.Чакыевым. На ней был рассмотрены вопросы со следующей повесткой дня:

1. Об оценке общего состояния развития транспорта между Кыргызстаном и Туркменистаном;
2. Об осуществлении грузоперевозок по маршруту Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан (порт Туркменбаши) – (порт Астрахань, Махачкала) Россия:
— Возможность заключения Меморандума между Кыргызстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Россией по использованию маршрута в Россию через порт Туркменистана до портов России;
— Об автомобильном транзите без взимания сборов при проезде через территорию Туркменистана;
— Об использовании паромов. Ознакомление с деятельностью Международного морского порта Туркменбаши.
— введение безразрешительной системы транзитных и двухсторонних грузоперевозок, а также решения вопроса, связанного с туркменскими визами для кыргызских перевозчиков.

         По первому вопросу, в ходе данной встречи, стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего кыргызско-туркменского сотрудничества в сфере транспорта. В сфере автомобильного транспорта на 2022 год было получено 1000 двусторонних бланков разрешений и 500 бланков разрешений в/из 3-х стран, однако, в связи с временным запретом въезда и транзита по территории Туркменистана для всех иностранных перевозчиков, в том числе и кыргызских, бланки разрешений, до июня 2022 года не реализовывались. Сейчас, когда ограничения сняты, реализовано уже 923 штуки туркменских бланков разрешений. В основном, кыргызскими перевозчиками, туркменские бланки разрешений используются для транзита через территорию Туркменистана в Иран, Турцию и страны Евросоюза. В части обмена бланками разрешений проблем не имеется.

          Туркменская Сторона отметила, что у кыргызских перевозчиков не было проблем по транзиту грузов автомобильным транспортом во время закрытия границ, грузы по территории Туркменистана транзитом проходили путем перецепки полуприцепов (без тягача). Полуприцепы с узбекско-туркменской границы до туркменско-иранской границы и обратно по территории Туркменистана перевозили туркменские перевозчики со своими тягачами, далее кыргызские и иранские тягачи довозили груз до места назначения. В настоящее время этот опыт по перевозке грузов применяют европейские перевозчики, груз с полуприцепами довозят до границы с Россией или с Беларусью, далее российские и белорусские перевозчики груз с перецепкой на своих тягачах перевозят до Казахстана и обратно.
По второму вопросу повестки дня стороны обозначили намерения по усилению работы по альтернативному мультимодальному маршруту «Кыргызская Республика – Республика Узбекистан – Туркменистан (порт Туркменбаши)–Российская Федерация (порт Астрахань), в том числе путем создания новых логистических цепочек поставок товаров и транспортных коридоров. Туркменская сторона отметила о необходимости проведения 4-х стороннего совещания с участием России, Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана для задействования альтернативного маршрута. О проведении 4-х стороннего совещания, в режиме ВКС ,направят письмо через официальные каналы, государственным структурам с указанием числа и времени проведения данного совещания. Кыргызская сторона отметила, что готова к участию в 4-х стороннем совещании в режиме ВКС.
Относительно заключения Меморандума между Кыргызстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Россией по использованию маршрута в Россию через порт Туркменистана до портов России , в соответствии с направленным Кыргызской стороной письмом через МИД КР, Туркменская сторона отметила, что проект Меморандума получен и в настоящее время её рассматривают и дадут соответствующий ответ.
По вопросу об автомобильном транзите без взимания сборов при проезде через территорию Туркменистана, Кыргызская сторона озвучила необходимость создания благоприятных условий для автоперевозчиков и грузовладельцев и для этого необходимо решить вопрос по отмене сборов за транзит по территории Туркменистана. Принятие такого решения позволила бы снизить себестоимость перевозок что в свою очередь могло бы отразится на жизнеспособности и привлекательности данного маршрута, по сравнению с альтернативными маршрутами. Кыргызская сторона отметила, что по территории Кыргызстана с туркменских водителей не взимаются сборы за транзит.

          Туркменская Сторона также отметила в ходе встречи, что вопрос по транзиту по взиманию сборов за транзит будет рассмотрен на паритетной основе.
По вопросу возможность введения безразрешительной системы транзитных и двухсторонних грузоперевозок, Кыргызская сторона с целью создания благоприятных условий для автоперевозчиков двух стран, развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества, увеличения объема двусторонних и транзитных грузов, а также для развития мультимодального маршрута КР – РУз – ТК (порт Туркменбаши) – (порт Астрахань) РФ, предлагает внести изменение в действующее Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Туркменистана О международном автомобильном пассажирском и грузовом сообщении от 29 ноября 1995 года, подписанное в г. Ашхабад, в части введения безразрешительной системы двусторонних и транзитных перевозок.
Туркменская Сторона выразила готовность рассмотреть вопрос отмены разрешительной системы по двустороннему и транзитным перевозкам и попросила направить через официальные каналы проект Протокола по внесению изменений в Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Туркменистана О международном автомобильном пассажирском и грузовом сообщении.
По решению вопроса, связанного с туркменскими визами для кыргызских перевозчиков Кыргызская сторона предложила на встрече решить вопросы по визам так как есть сложности при их получении и въезде на территорию Туркменистана автоперевозчиков Кыргызской Республики. В частности, для получения виз определены долгие сроки их выдачи и соответственно есть необходимость в уменьшении сроков рассмотрения и выдачи виз многократного использования для кыргызских международных автоперевозчиков. Туркменская Сторона отметила, что вопросы виз вне компетенции Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете министров Туркменистана и данный вопрос требует проработки с соответствующими государственными структурами.

 

Пресс-служба МТиК КР