mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 314 385
KG   RU   EN

Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики осуществляется Отделом по внешнеэкономическим связям и привлечению инвестиций (ОВЭСиПИ) с 1994 года. ОВЭСиПИ, в пределах своей компетенции, разрабатывает и согласовывает с государственными органами Кыргызской Республики проекты международных договоров в области транспорта и коммуникаций.

Координирует работу по привлечению и использованию иностранных инвестиций в области транспорта и коммуникаций. Участвует, совместно с управлениями и департаментами Министерства, в проведении встреч, конференций и переговоров Министерства с представителями транспортно-коммуникационного комплекса иностранных государств, международных организаций. Обеспечивает справочно — информационными материалами по вопросам международного сотрудничества и т.д. Обеспечивает организацию поездок руководителей министерства в зарубежье, готовит доклады и другие необходимые материалы.

Сотрудничество с международными организациями
Координационное Транспортное Совещание государств-участников Содружества Независимых Государств (КТС СНГ) является единым органом межгосударственного регулирования деятельности транспорта на территориях государств-участников СНГ, образованным в соответствии с Соглашением о принципах и условиях взаимоотношений в области транспорта от 30 декабря 1991г. Координационное транспортное совещание (КТС) создано решением Совета глав правительств СНГ. Членами КТС являются Министры транспорта государств-участников СНГ. КТС осуществляет свою деятельность в соответствии с соглашениями и решениями Совета глав правительств, межправительственных органов Содружества в области транспорта. Основной задачей КТС является решение комплекса вопросов, связанных с формированием общего транспортного пространства государств-участников СНГ, что очень важно для Кыргызстана, имеющего в настоящее время на территории стран СНГ при перевозке грузов и пассажиров многочисленные физические и нефизические барьеры. Также рассматриваются актуальные вопросы в области автомобильного и воздушного транспорта. Участие Кыргызстана в КТС необходимо. Так как работа КТС заключается в устранении всевозможных транспортных «барьеров» (в том числе для кыргызских перевозчиков) на территории СНГ, формировании общего транспортного пространства СНГ, с целью улучшения торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ и в первую очередь с Россией и Казахстаном. КТС СНГ были разработаны и приняты следующие нормативные документы:
— Межправительственное Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств-участников СНГ в области транспортной политики;
— Межправительственное Соглашение о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов;
— Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажирови багажа;
— Соглашение об обязательном страховании при международных автомобильных перевозках;
— Межправительственное Соглашение о порядке транзита через территории государств-участников СНГ;
— Соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных автомобильных грузовых перевозок;
— Решение Совета глав правительств СНГ о Концепции согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года;
— Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с преступностью на транспорте.
Данные документы ратифицированы в Кыргызской Республики и вступили в силу.

 

Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО)

Межправительственная Программа Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА)

Межправительственный Совет Дорожников (МСД).

Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД)

Организация экономического сотрудничества (ОЭС-ЭКО)

Программа Центрально Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЭС)

СПЕКА

Совет по транспортной политике ЕАЭС

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)

 

Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО)

Основана 7 декабря 1944 Чикагской конференцией, в работе которой приняло участие 52 государства.
Крупнейшая и авторитетнейшая организация в области гражданской авиации является специализированным учреждением ООН, ответственным за разработку международных стандартов, рекомендуемой практики и правил в технической, экономической и правовой областях деятельности международной гражданской авиации. Деятельность ИКАО направлена на обеспечение безопасности полетов и упорядоченного развития авиации во всем мире.
Все страны СНГ, в том числе Кыргызстан (Постановление Верховного Совета КР от 18 декабря 1992г.) являются членами ИКАО. Кроме того, Межправительственный авиационный комитет СНГ (МАК) зарегистрирован в ИКАО в качестве межправительственной организации.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
В декабре 1991 г. главами правительств всех государств СНГ подписано Межправительственной соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Латвия и Эстония имеют статус наблюдателей).
МАК является региональной международной организацией гражданской авиации, аналогичной международным авиационным структурам других регионов мира и зарегистрирован в этом качестве в ИКАО.
При обеспечении интересов СНГ деятельность МАК направлена на сохранение:
— единых авиационных правил и процедур в области гражданской авиации и использования воздушного пространства в регионе Содружества и их гармонизации с авиационными правилами других мировых систем;
— единой системы сертификации международных и категорированных аэродромов, их оборудования, систем и средств УВД;
— единой системы сертификации авиационной техники и ее производства и признания ее как международной;
— профессионального независимого органа по расследованию авиационных происшествий, признание аналогичными структурами мира (это обеспечивает объективное расследование авиационных происшествий не только на территории государств Содружества, но и за их пределами, а также защиту экономических интересов национальных компаний);
-для государств Содружества рынка авиатранспортных услуг через межгосударственные Соглашения и согласованные нормативные акты в области тарифов и взаиморасчетов.
МАК уделяет внимание вопросам создания механизма лизинга авиационной техники государств Содружества. Деятельность Межгосударственного авиационного комитета способствует углублению интеграционных процессов в регионе СНГ и интеграции гражданской авиации СНГ в Международное авиационное сообщество.

Международная компания « INTELSAT»

19 марта 1994 года было подписано Операционное соглашение «INTELSAT» Министром связи Кыргызской Республики Э.Бектеновым. Для оплаты вступительного взноса в INTELSAT, между Министерством связи КР и Банком «Кредит Лионэ» 17 ноября 1994 года было подписано Соглашение о займе и его возврате. Согласно Соглашению о займе и его возврате, Банк «Кредит Лионэ» предоставлял кредит, Соглашением предусматривалось, что все долговые выплаты по займу будет производить непосредственно «INTELSAT» из тех средств, которые будут получены им в виде дивидендов от вступительного инвестиционного взноса Министерства связи КР. Полученный кредит от Банка «Кредит Лионэ» полностью погашен. С 1996 г. Министерство транспорта и коммуникаций является членом «INTELSAT» от имени Правительства Кыргызской Республики.

 

Межправительственная Программа Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА)

Программа ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) была принята на конференции в Брюсселе в мае 1993 года. На конференции присутствовали министры восьми стран, первоначально участвовавших в программе ТРАСЕКА – Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, и Узбекистан. Кыргызская Республики официально вступила в программу ТРАСЕКА 14 января 2000г. (Закон КР № 8 от 14 января 2000 г.). Программа ТРАСЕКА построена на концепции создания альтернативного транспортного коридора, связывающего Европу через Черное море, Кавказ и Каспий с Центральной Азией. Цель Программы состоит: во внедрении новых, более децентрализованных систем управления автодорожным, железнодорожным и морским транспортом; развитии новых торговых и транспортных путей, а также выделение инвестиций, необходимых для приведения транспортной инфраструктуры в соответствие с существующими международными стандартами. В настоящее время, на региональные проекты, в рамках программ ТАСИС и ТРАСЕКА выделено 7,60 млн. евро. Началась реализация следующих региональных проектов Технической помощи: «Разработка координированных национальных стратегии» в сумме 1,25млн. евро; «Анализ грузопотоков в странах ТРАСЕКА и межрегиональный транспортный диалог между странами ЕС и СНГ» — 3,20 млн. евро; «Развитие центров сертификации оборудования для перевозки скоропортящихся продуктов в Казахстане, Кыргызской Республике, Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане, в рамках соглашения о ПСП»- 1,78 млн. евро. Механизмом для решения вопросов по региональному сотрудничеству, по линии ТАСИС, является Межправительственная Конференция по программе TRACECA, на которой имеется возможность поделиться лучшими методами и полученными уроками среди партнеров, оказывать поддержку в гармонизации мер направленных на решение проблем связанных с высокими затратами по причине плохих условий перевозки и транзита; задержки на пунктах пересечения границ, сложных административных процедур и процедур очистки, а также предложить новые пути сотрудничества.

Межправительственный Совет Дорожников (МСД).

С целью координации сотрудничества в области проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации, автомобильных дорог и совершенствования сети автомобильных дорог и дорожных сооружений в 1992 г. был образован Совет дорожников.
В соответствии с решением Президиума Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 11 сентября 1998 года ему придан статус межправительственного органа СНГ, и он стал именоваться – Межправительственный совет дорожников (МСД).
Участниками МСД являются органы государственного управления и дорожные администрации (министерства, ведомства, концерны, корпорации и т.д.) государств-участников СНГ.
12-13 мая 1994 года на четвертом заседании МСД (г.Алматы) по просьбе Министерства транспорта Кыргызской Республики дорожная администрации Кыргызской Республики была принята членов МСД. Основными направлениями деятельности МСД являются:
-содействие расширению взаимовыгодных отношений между Дорожными администрациями – участницами МСД в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания, автомобильных дорог и дорожных сооружений;
-разработка концепций научно-технической политики в дорожной отрасли, в том числе в области экологии и безопасности движения;
-координация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений, отнесенных к перечню международных автомобильных дорог СНГ;
-подготовка рекомендаций по установлению согласованной тарифной политики на транспорте и схемы общего транспортного пространства государств-участников СНГ и т. д.
В настоящее время МСД разрабатывает «Концепцию улучшения состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах СНГ на период 2007-2015 гг.» по предложениям дорожных администраций стран СНГ.
МСД были разработаны и приняты:
— Межправительственное Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников СНГ;
— Соглашение о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств-участников СНГ.

 

Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД)

ОСЖД создана в 1956 году на проходившей в Софии Конференции по международным сообщениям, как международная неправительственная организация. Кыргызстан вступил в ОСЖД 30 мая 1995 года. Основными задачами ОСЖД являются: дальнейшее развитие международных грузовых и пассажирских перевозок;научно-техническое сотрудничество в области железнодорожного и автомобильного транспорта и шоссейных дорог, содействие техническому прогрессу, координация работы этих видов транспорта. В соответствии с Положением об ОСЖД эта организация занимается планированием международных грузовых и пассажирских перевозок между странами-участницами ОСЖД, определением наиболее рациональных маршрутов, разработкой грузовых и пассажирских тарифов, обеспечивает наиболее экономичное использование подвижного состава, увеличение скоростей движения поездов и совершенствование расписаний движения в международных сообщениях и т. д. В настоящее время членами ОСЖД являются 25 государств Европы и Азии, в том числе 11 государств СНГ (кроме Армении). Штаб-квартира ОСЖД располагается в Варшаве (Польша). Участие Кыргызстана в ОСЖД необходимо. На ежегодных конференциях ОСЖД устанавливаются тарифные ставки движения поездов для каждой из стран-участниц ОСЖД. Кыргызстан принимает активное участия в работе этих конференций, и в связи с этим для него в других странах не применяются произвольно высокие ставки транзитного проезда поездов, что отразилось бы на стоимости перевозимого груза или пассажиров и сделало бы железнодорожную перевозку нерентабельным. Кыргызстан, систематически получает необходимую научно-техническую документацию, разрабатываемой ОСЖД (положения, рекомендации, правила, нормы движения поездов по ж/д дорогам СНГ), что упорядочивает и облегчает проезд по железным дорогам СНГ.

Организация экономического сотрудничества (ОЭС-ЭКО)

В Организацию Экономического Сотрудничества входят десять стран: Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция и Узбекистан. Внеочередная встреча ЭКО на высшем уровне (Ашгабат, 13-14 мая 1997г.) признала Программу действий на Десятилетие транспорта и коммуникаций в регионе ЭКО неотложной потребностью и приоритетной целью. Были сформированы Сеть автомобильных дорог и сеть железных дорог ЭКО, куда вошли как действующие, так и строящиеся и планируемые авто- и железные дороги. Взаимосоединение авто- и железных дорог открыло сообщение по транспортным коридорам «Восток-Запад» и «Север-Юг». В краткосрочной перспективе наиболее важным является создание согласованной нормативно-правовой базы международных перевозок в регионе ЭКО для всех видов транспорта, включая мультимодальные (смешанные) перевозки, т.е. устранение препятствий нефизического характера на транзитно-транспортных магистралях региона.Согласно положении Рамочного Соглашения Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС) по транзитным перевозкам подписанного в Алматы 9 мая 1998 года (статья 4 Облегчение транзита) «Каждая Договаривающаяся сторона предоставляет другим Договаривающимся сторонам необходимые удобства для транзита по своей территории». Вместе с тем, Кыргызстан имеет проблемы автомобильного сообщения со странами-членами ЭКО, подписавшими данное Соглашение. В частности с Узбекистаном, где с кыргызских автотранспортных средств взимается сбор в дорожный фонд республики в сумме 300 долларов США за въезд, выезд и за транзитное передвижение. Для Кыргызской Республики, как и для всех стран Центральной Азии, крайне актуально развитие международной транспортной инфраструктуры в рамках государств Организации Экономического Сотрудничества, совместное формирование международных транспортных коридоров с целью обеспечения торгово-экономических связей государств ЭКО. За прошедшие годы проделана определенная работа по созданию транспортных коридоров на автомобильных и железных дорогах стран-членов ЭКО. Принимаются меры по развитию транспортно-экономических связей Центрально-Азиатских республик с партнерами странами-членами ЭКО. Однако темпы развития торговли и потребности в экономических связях между государствами-членами ЭКО намного опережают темпы создания современной инфраструктуры автотранспортных и железнодорожных перевозок. В программу действий на десятилетие транспорта и коммуникаций ЭКО в период 1998-2007 г.г. по Кыргызской Республике были включены пять автомобильных дорог. Из них четыре автомобильные дороги включены в сеть приоритетных дорог республики и Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызстана принимаются меры по проектированию, строительству и реконструкции этих автомобильных дорог. По вопросу развития международных автотранспортных перевозок в регионе ЭКО следует отметить, что Соглашения о международном автомобильном сообщении подписаны Кыргызской Республикой со всеми странами-членами ЭКО, кроме Афганистана. Подписаны многосторонние Соглашения о международном автомобильном сообщении между Казахстаном, КНР, Кыргызстаном и Пакистаном, а также Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.

Программа Центрально Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЭС)

В Программу ЦАРЭС входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
В рамках Программы Центрально Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества (ЦАРЭС), финансируемой АБР, проводится большая работа по совершенствованию региональной транспортной сети и образованию структуры для решения вопросов политики в области транспорта. Развитие сектора нацелено на решение ключевых вопросов, связанных с едиными транспортными нормативно-правовыми актами, оснащением пограничных постов, уменьшению бюрократических пограничных процедур, техническим уходом за инфраструктурой вследствие, усиления институциональных и человеческих ресурсов в секторе транспорта.
Все вопросы решаются на Координационном совещании по транспорту (очередное 8 совещание состоялось в Маниле 6 сентября т.г.), а также итоговые документы были рассмотрены на Заседаниях высокопоставленных официальных лиц ЦАРЭС (8-9 сентября т.г. в Маниле).
Предлагаемая основная программа ЦАРЭС на 2006-2008 гг. состоит из 16 проектов на общую сумму 943 миллиона долларов США и 13 проектов ТП на общую сумму 9,0 миллионов долларов США, все вместе составляет общую сумму 952 миллиона долларов США, при этом упор по-прежнему делается на транспорт, энергетику и торговлю. В качестве таковой, она предполагает существенное увеличение поддержки регионального экономического сотрудничества в Центральной Азии со стороны АБР. Предпринимаются попытки изыскания со-финансирования для кредитных и не кредитных программ с партнерами по развитию. Вероятная годовая доля ЦАРЭС в региональном выделении средств от АФР составляет приблизительно 30-40 миллионов долларов США,
ЦАРЭС все больше признается в качестве программы, с которой считаются, она вовлекает семь стран и шесть многосторонних организаций развития. Расширение программы с включением в нее России и Афганистана явится существенным добавлением к ее профилю, масштабу и глубине.
ЦАРЭС предоставляет возможности для меж-институционального сотрудничества и координации между основными многосторонними партнерами развития АБР (например, ЕБРР, МВФ, ИБР, ПРООН и Всемирным Банком) и двусторонними партнерами (например, Европейским Союзом, Германией, Японией, Великобританией и Соединенными Штатами). Предложенная программа обсуждена с ними и является дополнением к их операционным приоритетам и программам. Для доведения софинансирования до максимума, АБР будет поддерживать диалог с правительствами и организациями, осуществляющими активную деятельность в регионе, особенно, с ШОС и ОЦАС, и продолжать изыскивать возможности со-финансирования с ними с целью решения приоритетных задач ЦАРЭС.

СПЕКА

Решение проблем развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, к которым относится и Кыргызстан, напрямую зависят от развивающихся стран транзита, через территорию которых лежит транзитный путь к морским портам. И устранение дорожных «барьеров» в странах транзита для стран, не имеющих выхода к морю, несомненно, способствовало бы развитию конкурентоспособности перевозчиков Кыргызстана.
Международная программа СПЕКА (со штаб-квартирой в Алматы), членами которой являются все страны Центральной Азии и Азербайджан призвана решать эти проблемы.
Известно, что морские перевозки грузов являются самыми дешевыми из транспортных перевозок. И потребность в услугах морских портов всегда существует. Вместе с тем, определить материальную потребность в морских перевозках в настоящее время не представляется возможным. Так как перевозку грузов и пассажиров, использующие морские порты, осуществляют в основном страны транзита.
В декларации тысячелетия ООН признаются особые потребности и проблемы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, которые также были предметом рассмотрения некоторых конференций ООН.
Чрезвычайно высокий уровень транспортных расходов, которые вынуждены нести такие страны, тормозят развитие экспорта, поскольку это бремя ограничивает круг потенциальных экспортных товаров и таких рынков, на которых возможна выгодная торговля товарами на конкурентоспособной основе. Высокие транспортные издержки приводят к резкому удорожанию импорта.
Алматинская программа действий: Удовлетворение особых потребностей развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в новых глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющимися выхода к морю развивающимися странами и развивающимися странами транзита достаточно подробно описывает совместные действия развивающихся стран, не имеющих выхода к морю и развивающихся стран транзита. Однако, из-за большого объема набора компонентов эта программа трудно выполнима. И мы согласны с рекомендациями ЭСКАТО ООН, что представляется целесообразным определить приоритетные для стран СПЕКА элементы этой программы и осуществлять её реализацию по фазам этапам.
По Кыргызской Республике в соответствии с Алматинскай Программой Действий составлены Мероприятия по реализации «Алматинской программы действий». Также, определена рабочая группа по реализации Алматинской программы действий, составленная из представителей различных министерств и ведомств Кыргызской Республики.
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики активно участвует во всех заседаниях СПЕКА в том числе заседаниях рабочих групп.
24-25 марта 2005 года на озере Иссык-Куль было проведено 10-е заседания «ПРГ-Транспорт и пересечение границ в рамках СПЕКА».
Начальник управления связи и информатизации министерства Дооранов А.Д. является координатором Проектной рабочей группы по информационно-коммуникационным технологиям программы СПЕКА, а начальник Управления транспорта Касыкенов Ж. является координатором Проектной рабочей группы по транспорту и упрощению пересечения границ программы СПЕКА.

Совет по транспортной политике ЕврАзЭС при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС

При Интеграционном Комитете ЕврАзЭС организован Совет по транспортной политике, заместителем председателя которого является Министр транспорта и коммуникаций КР Сулайманов Н.Ч. Заместитель министра Маматалиев А.М. является членов этого совета.
Основными задачами Совета по транспортной политике ИК ЕврАзЭС является Разработка и реализация мероприятий по формированию Единого транспортного пространства государств-членов ЕврАзЭС.
Для Кыргызстана создание единого транспортного пространства вместе с такими странами как Россия, Беларусь, Казахстан и Таджикистан имеет большие перспективные и стратегические выгоды. Возможность Кыргызстана стать транзитной страной между Востоком и Западом, повышение конкурентоспособности кыргызских перевозчиков, увеличение рынка транспортных услуг и т.д. – вот видимые выгоды в создании единого транспортного пространства.
Разработка Программы формирования Единого транспортного пространства государств-членов ЕврАзЭС решается в рабочем порядке на заседаниях Совета по транспортной политике при Интеграционном Комитете Евразийского Экономического Сообщества. На этих заседаниях решаются также вопросы Формирования Транспортного союза, реализации транзитного потенциала стран-членов ЕврАзЭС и другие вопросы, касающееся развития транспорта.
Работники министерства входят в состав и участвуют в работе:
— Рабочей группе по организации взаимодействия таможенных и транспортных органов государств-членов ЕврАзЭС;
— Комиссии по гармонизации транспортного законодательства государств-членов ЕврАзЭС;
— Рабочей группе по развитию транспортных коридоров государств-членов ЕврАзЭС
— Комиссии по транспортным тарифам.
ИК ЕврАзЭС были разработаны и приняты следующие международные договора:
— Межправительственное Соглашение о формировании Транспортного союза;
— Соглашение о единых условиях транзита через территории государств-
участников Таможенного союза;
— Межправительственное Соглашение между государствами-участниками Соглашения о формировании Транспортного союза о международном автомобильном сообщении;
— Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и
развитию транспортных коридоров Евразийского экономического сообщества

 

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)

Важной задачей регионального сотрудничества ШОС в области транспорта на нынешней стадии остаётся эффективное использование существующей инфраструктуры в транспортно-коммуникационной области, усовершенствование транзитных потенциалов государств-участников ШОС. Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики принимает активное участие в работе ШОС по решению транспортных вопросов. С целью улучшению автотранспортного сообщения и ликвидации имеющихся автотранспортных барьеров в международных автомобильных перевозках Секретариат ШОС, эксперты государств-членов ШОС при содействии ЭСКАТО ООН и АБР в настоящее время разрабатывают проект Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок и 8-ая встреча экспертной группы по разработке этого проекта Соглашения состоялась на озере Иссык-Куль 24-27 июня 2008 года, где был согласован текст основного соглашения.
20-21 ноября 2002 года в г.Бишкек состоялась первая встреча министров транспорта стран ШОС, по итогам которого был подписан Протокол и было принято Совместное заявление, в которых, констатируется необходимость развития сотрудничества в области транспорта.
Представители министерства в декабре 2008 года в г.Пекин приняли участие в заседании экспертов по подготовке четвертого Совещания министров транспорта государств-членов ШОС;
Министерство также участвует в заседаниях Специальной рабочей группы по развитию транзитного потенциала государств-членов ШОС.
Одним из основных направлений развития регионального экономического сотрудничества государств-участников ШОС является интеграция в области транспорта, дальнейшее развитие транспортного потенциала, создание единого транспортного пространства.
По экономическому содержанию процесс создания единого транспортного пространства должен предусматривать устранение физических и нефизических барьеров на пути движения транспортных средств, пассажиров и грузов, либерализацию рынка транспортных услуг, обеспечение равных конкурентных условий функционирования операторов, подготовку предложений по сближению нормативной правовой базы в сфере тарифного регулирования на транспорте государств-членов ШОС, реализацию совместных программ развития транспортной инфраструктуры и совместное использование транспортно-транзитного потенциала стран ШОС.