Международное сотрудничество
- 14 962 просм.
Международное сотрудничество в Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики осуществляется Отделом внешних связей и интеграции (далее ОВСиИ) .
ОВСиИ представляет предложения и возможности по установлению и развитию международного сотрудничества в сфере дорожно-транспортного комплекса Кыргызстана с иностранными государствами, международными и региональными организациями, общественными и неправительственными структурами, частными фирмами и лицами, в том числе с Международными программами развития.
В рамках своей компетенции, отстаивает национальные интересы Кыргызской Республики в сфере дорожно-транспортного комплекса. По согласованию с уполномоченными органами Кыргызской Республики по взаимодействию с ЕАЭС, Определяет единый порядок взаимодействия в сфере дорожно-транспортного комплекса Кыргызской Республики с Евразийской экономической комиссией.
Координирует работу в сфере дорожно-транспортного комплекса по спектру вопросов ЕАЭС, а также ведет по согласованию с уполномоченными органами Кыргызской Республики по взаимодействию с ЕАЭС, переговоры с ЕЭК в рамках своей компетенции.
Сотрудничество с международными организациями
Организации Гражданской Авиации (ИКАО )
Крупнейшая и авторитетнейшая организация в области гражданской авиации является специализированным учреждением ООН, ответственным за разработку международных стандартов, рекомендуемой практики и правил в технической, экономической и правовой областях деятельности международной гражданской авиации. Деятельность ИКАО направлена на обеспечение безопасности полетов и упорядоченного развития авиации во всем мире.
Все страны СНГ, в том числе Кыргызстан (Постановление Верховного Совета КР от 18 декабря 1992г.) являются членами ИКАО. Кроме того, Межправительственный авиационный комитет СНГ (МАК) зарегистрирован в ИКАО в качестве межправительственной организации.
Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, а также в удовлетворение потребности населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. ИКАО поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования.
Для выполнения этих целей и задач ИКАО:
— принимает международные стандарты и рекомендации, применяемые к конструкциям и характеристикам самолетов и большей части их оборудования, регламентирующие работу пилотов, летных экипажей, авиадиспетчеров и сотрудников наземных служб и служб технического обслуживания, а также требования безопасности и порядка работы международных аэропортов;
— разрабатывает правила визуального пилотирования и пилотирования по приборам, а также аэронавигационные карты, используемые в международной навигации. В сферу ее ответственности входят также системы авиационных телекоммуникаций, радиочастоты и меры безопасности;
- принимает меры по минимизации воздействия авиации на окружающую среду за счет сокращения выбросов и ограничения уровня шума самолетов;
— облегчает движение самолетов, пассажиров, экипажей, багажа, грузов и почтовых отправлений через границы за счет стандартизации таможенных, иммиграционных, санитарных правил и иных формальностей.
— как специализированное учреждение ООН, ведет работу по стандартизации видов паспортов и других видов идентификационных документов физических лиц в международном масштабе. ГРС КР в вопросах изготовления паспортов и других документов руководствуются стандартами ИКАО;
— устанавливает стандарты охраны окружающей среды и вопросов авиапредприятий загрязняющих окружающую среду;
— устанавливает стандарты авиационной безопасности по предотвращению террористических актов на воздушном транспорте;
— устанавливает стандарты по упрощению формальностей в производстве международных полетов, что ведет к увеличению авиаперевозок и в конечном итоге, положительно влияет на развитие туризма в международном масштабе.
Кроме того, ИКАО выполняет запросы развивающихся стран на оказание помощи в совершенствовании авиатранспортных систем и подготовке авиационного персонала.
Направление сотрудничества КР с ИКАО.
В этой связи, представляется необходимым развивать взаимодействие с ИКАО по следующим вопросам.
- Приверженность международным обязательствам в рамках Чикагской Конвенции и взятому курсу, направленному на внедрение международных стандартов и политики ИКАО, в особенности в целях обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и внедрения слаженной системы координации авиационной отрасли и должного надзора за этой системой.
- Своевременное внедрение Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО в национальное законодательство Кыргызской Республики.
- Основываясь на анализе проблем и потребностей Кыргызской Республики укрепление сотрудничества с ИКАО в рамках инициативы NCLB. Глобальная инициатива «Ни одна страна не остается без внимания» (NCLB) привлекает внимание к усилиям ИКАО по оказанию государствам помощи во внедрении Стандартов и Рекомендуемой практики (SARPS) ИКАО. Главной целью данной работы является оказание помощи в деле обеспечения внедрения SARPS в глобальном масштабе с большей степенью единообразия, с тем, чтобы все государства имели возможность получать значительные социально-экономические выгоды, обуславливаемые использованием безопасного и надежного воздушного транспорта.
Кроме того, работа, проводимая в рамках кампании NCLB, способствует усилиям ИКАО в решении вопросов, вызывающих значительную обеспокоенность в области безопасности полетов (SSC), выявленных посредством проведения ИКАО проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, и достижении других целей, связанных с безопасностью полетов, авиационной безопасностью и эмиссией.
- Получение консультативной помощи ИКАО, в частности Европейского и Североатлантического бюро ИКАО в рамках подписанного в мае 2017 года Меморандума о намерениях, направленный на устранение выявленных несоответствий по результатам аудита в январе 2016 года по:
— своевременному внедрению Специализированного Плана Действий для Кыргызской Республики, а также вытекающих из него проектов техническо-консультационной помощи, в рамках технического сотрудничества, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке;
— определению существующих пробелов в системе гражданской авиации КР и выработке конкретных мер по их устранению, при экспертно-методологической и технической поддержке ИКАО;
— совершенствованию системы гражданской авиации Кыргызской Республики и приведению этой системы в соответствие с международными стандартами ИКАО.
- Разработка и реализация комплекса мер для обеспечения вывода национальных перевозчиков из «черного списка» Европейского Союза
Основные цели и задачи участия КР в ИКАО.
Основной целью участия КР в ИКАО является внедрение и соблюдение Рекомендуемой практики и Стандартов ИКАО для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности. Так как Рекомендуемая практика и Стандарты ИКАО являются основополагающими принципами мировой авиации.
Достигнутые результаты от сотрудничества с ИКАО
В 2017 году с Европейским и Североатлантическим бюро ИКАО подписан Меморандум о намерениях с планом специальных действий, в соответствии с которым осуществляется дифференцированная помощь Агентству гражданской авиации при МТиД КР в подготовке и переподготовке инспекторского состава, создании и усовершенствовании воздушного законодательства, привлечении доноров для обучения инспекторов.
Без участия в ИКАО не представляется возможным организации деятельности гражданской авиации в Кыргызстане
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
В декабре 1991 г. главами правительств всех государств СНГ было подписано Межправительственной соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Латвия и Эстония имеют статус наблюдателей).
МАК является региональной международной организацией гражданской авиации, аналогичной международным авиационным структурам других регионов мира и зарегистрирован в этом качестве в ИКАО.
Кыргызская Республика является членом МАК с 1991 года.
Цель МАК состоит в сохранении единых авиационных правил, норм летной годности, единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, международных категорированных аэродромов и их оборудования, независимого расследования авиационных происшествий, координации вопросов развития гражданской авиации и гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения. МАК призван служить достижению целей безопасного и упорядоченного развития гражданской авиации и эффективного использования воздушного пространства государств-участников Соглашения. МАК действует на основе и в полном соответствии с международным законодательством и национальными законодательствами государств-участников Соглашения, имея от них полномочия, делегированные в соответствии с указами Президентов, постановлениями Правительств и другими законодательными актами.
Сотрудничество Кыргызской Республики с МАК осуществляется на основании Межгосударственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства подписанного 30 декабря 1991 года.
I.. Цель МАК состоит в сохранении единых авиационных правил, норм летной годности, единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, международных категорированных аэродромов и их оборудования, независимого расследования авиационных происшествий, координации вопросов развития гражданской авиации и гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения. МАК призван служить достижению целей безопасного и упорядоченного развития гражданской авиации и эффективного использования воздушного пространства государств-участников Соглашения. МАК действует на основе и в полном соответствии с международным законодательством и национальными законодательствами государств-участников Соглашения, имея от них полномочия, делегированные в соответствии с указами Президентов, постановлениями Правительств и другими законодательными актами.
Направление сотрудничества КР с МАК.
В этой связи, представляется необходимым развивать взаимодействие с МАК по следующим вопросам.
- Проведение сертификации национальных учебных центров на предмет соответствия стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
- В соответствии с положениями подписанного Соглашения о взаимодействии в области расследования и предотвращения авиационных происшествий, связанных с гражданскими воздушными судами от 05 марта 2009 года, МАК является назначенным органом Кыргызской Республики по расследованию авиационных происшествий, в этой связи необходимо, дальнейшее обеспечение независимости системы расследований серьезных инцидентов и авиационных происшествий для соответствия стандартам ИКАО с использованием кадрового и научно-технического потенциала МАК. Выполнение рекомендаций ИКАО и Комиссий по расследованию авиационных происшествий МАК;
- Продолжение оказания практической помощи в вопросах внедрения спутниковой системы навигации и автоматической посадки GPS/GLONASS, в том числе для полетов на необорудованные региональные аэродромы, а также внедрение PBN;
- Подготовка авиационных специалистов, в том числе государственных инспекторов, в рамках реализации проекта создания Межгосударственного центра по подготовке авиационных специалистов, поддержанного государствами и уже реализуемого в Азербайджанской Республике, Республике Беларусь, Казахстане и др.
Основные цели и задачи участия КР в МАК
Основной целью участия КР в МАК является проведение расследований авиационных происшествий экспертами МАК, сертификации авиационных учебных заведений, врачебно-летная экспертная комиссия, так как КР не имеет возможности проводить самостоятельно.
Достигнутые результаты от сотрудничества с МАК.
Кыргызская Республика подписала Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 1991 году, также в 2009 году подписано Соглашение о взаимодействии в области расследования и предотвращения авиационных происшествий, связанных с гражданскими воздушными судами. В соответствии с указанными документами МАК неоднократно производил независимые и объективные расследования авиационных происшествий. Кроме этого, МАК проводит курсы по повышению квалификации инспекторов, в которых участвуют инспектора Агентства ГА при МТД КР, также оказывает консультативную помощь в совершенствовании воздушного законодательства, ведет базу данных авиационных происшествий и их анализ.
Кыргызской Республикой достигнуты следующие результаты от сотрудничества с МАК: проводятся расследования авиационных происшествий, сертификации авиационных учебных заведений и ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия).
Кроме этого, специалисты авиационной отрасли, включая специалистов и инспекторов Агентства гражданской авиации, ежегодно участвуют в семинарах и курсах, организованных МАК по различным направлениям, в том числе — обеспечение безопасности полетов, расследование авиационных происшествий, противооблединительная обработка (диайсинг) и др.
Организации Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД )
Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) была создана Совещанием Министров в 1956 году в Софии (Республика Болгария) министрами, ведающими железнодорожным транспортом, десяти стран Европы и Азии. Основой работы ОСЖД является «Положение об ОСЖД», которое имеет характер международного договора.
Основной целью ОСЖД является обеспечение, совершенствование и развитие международных железнодорожных перевозок пассажиров и грузов, повышение их конкурентоспособности на огромном евроазиатском пространстве, укрепление нормативно-правовой базы с целью достижения наивысшей эффективности в работе железнодорожного транспортного комплекса и удовлетворения потребностей стран – членов ОСЖД в перевозке пассажиров и грузов, что является основным направлением сотрудничества КР с ОСЖД.
В настоящее время членами ОСЖД являются 25 государств Европы и Азии, в том числе 11 государств СНГ (кроме Армении). Штаб-квартира ОСЖД располагается в Варшаве (Польша).
Члены ОСЖД: Азербайджанская Республика, Республика Албания, Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Республика Болгария, Венгерская Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Грузия, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Куба, Кыргызская Республика, Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Молдова, Монголия, Республика Польша, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Чешская Республика и Эстонская Республика.
Статус наблюдателя имеют железные дороги Греции, Финляндии, Франции, Германии и Сербии, а также австрийско-венгерская железнодорожная компания «ДьШЭВ» и АО «Федеральная пассажирская компания, а 40 предприятий – статус присоединенного предприятия.
Основные цели и задачи участия КР в ОСЖД
Кыргызстан вступил в ОСЖД 30 мая 1995 года.
Кыргызской Республике необходимо развивать взаимодействие с ОСЖД по следующим направлениям деятельности ОСЖД:
1) развитие и совершенствование международных железнодорожных перевозок прежде всего в сообщении между Европой и Азией, включая комбинированные перевозки;
2) формирование согласованной транспортной политики в области международных железнодорожных перевозок;
3) совершенствование международного транспортного права, ведение дел по Соглашению о международном пассажирском сообщении (СМПС), Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Договору о Правилах пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ППВ), Договору о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ), Договору о международном пассажирском тарифе (МПТ), договорам о международном и едином транзитным тарифам (МТТ и ЕТТ), Договору о «Правилах о расчетах в международном пассажирском и грузовом железнодорожном сообщении» и по другим правовым документам, связанным с международными железнодорожными перевозками;
4) сотрудничество по проблемам, связанным с экономическими, информационными, научно-техническими и экологическими аспектами железнодорожного транспорта;
5) разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности железных дорог по сравнению с другими видами транспорта;
6) сотрудничество в области эксплуатации железных дорог и по техническим вопросам, связанным с дальнейшим развитием международных железнодорожных перевозок;
7) сотрудничество с международными организациями, занимающимися вопросами железнодорожного транспорта, включая комбинированные перевозки.
Потенциал сотрудничества КР с ОСЖД
В соответствии с Положением об ОСЖД эта организация занимается планированием международных грузовых и пассажирских перевозок между странами-участницами ОСЖД, определением наиболее рациональных маршрутов, разработкой грузовых и пассажирских тарифов, обеспечивает наиболее экономичное использование подвижного состава, увеличение скоростей движения поездов и совершенствование расписаний движения в международных сообщениях и т. д., что очень важно для КР.
Достигнутые результаты от сотрудничества с ОСЖД.
На ежегодных конференциях ОСЖД устанавливаются тарифные ставки движения поездов для каждой из стран-участниц ОСЖД. Кыргызстан принимает активное участия в работе этих конференций, и в связи с этим для него в других странах не применяются произвольно высокие ставки транзитного проезда поездов, что отразилось бы на стоимости перевозимого груза или пассажиров и сделало бы железнодорожную перевозку нерентабельным.
Соглашения для осуществления международных пассажирских (СМПС) и грузовых (СМГС) сообщений, крайне необходимы для создания единых правовых и экономических норм по обеспечению пассажирских и грузовых перевозок в международном сообщении на Евроазиатском пространстве. Именно благодаря этим соглашениям, депозитарием которых стала ОСЖД, появилась возможность осуществлять и организовать международные железнодорожные перевозки между государствами членами ОСЖД.
- В рамках данной организаций Кыргызская железная дорога на постоянной основе совместно с другими железнодорожными администрациями решает все вопросы по координации работы железнодорожного транспорта в межгосударственном сообщении, по разработке и совершенствованию нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию пассажирских и грузовых перевозок, по совместному использованию и техническому содержанию вагонов и контейнеров, тарифов и много других вопросов, которые дают возможность сохранить технологическое единство железных дорог.
В результате совместной работы железнодорожных администраций сохранена единая технология организации перевозочного процесса на межгосударственном уровне.
Кыргызстан, систематически получает необходимую научно-техническую документацию, разрабатываемой ОСЖД (положения, рекомендации, правила, нормы движения поездов по ж/ дорогам СНГ), что упорядочивает и облегчает проезд по железным дорогам СНГ.
Координационное Транспортное Совещание государств-участников Содружества Независимых Государств (КТС СНГ)
Цель и задачи Организации.
Является единым органом межгосударственного регулирования деятельности транспорта на территориях государств-участников СНГ, образованным в соответствии с Соглашением о принципах и условиях взаимоотношений в области транспорта от 30 декабря 1991г.
Координационное транспортное совещание (КТС) создано решением Совета глав правительств СНГ. Членами КТС являются Министры транспорта государств-участников СНГ.
КТС осуществляет свою деятельность в соответствии с соглашениями и решениями Совета глав правительств, межправительственных органов Содружества в области транспорта, в частности осуществляет содействие формированию общего транспортного пространства государств – участников СНГ и функционированию морского, автомобильного и внутреннего водного транспорта во взаимодействии с другими видами транспорта на основе концепций и программ, направленных на совершенствование их организационной структуры, установление согласованной тарифной политики, обеспечение условий транзита грузов, охраны окружающей среды, безопасности перевозок пассажиров и сохранности грузов является основной целью и задачами Организации, что является основой
Основные цели и задачи участия КР в КТС
Основной задачей КТС является решение комплекса вопросов, связанных с формированием общего транспортного пространства государств-участников СНГ, что очень важно для Кыргызстана, имеющего в настоящее время на территории стран СНГ при перевозке грузов и пассажиров многочисленные физические и нефизические барьеры.
Также рассматриваются актуальные вопросы в области автомобильного и воздушного транспорта. Заседание КТС СНГ проходит ежегодно.
Потенциал сотрудничества КР с КТС и достигнутые результаты сотрудничества
КТС СНГ были разработаны и приняты следующие нормативные документы:
-Межправительственное Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств-участников СНГ в области транспортной политики;
-Межправительственное Соглашение о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов;
-Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров
и багажа;
-Соглашение об обязательном страховании при международных автомобильных перевозках;
-Межправительственное Соглашение о порядке транзита через территории государств-участников СНГ;
-Соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных автомобильных грузовых перевозок;
-Решение Совета глав правительств СНГ о Концепции согласованной
транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года;
-Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с преступностью на транспорте.
Данные документы ратифицированы в Кыргызской Республики и вступили в силу.
Вместе с тем, в настоящее время Кыргызстан стал участником ЕАЭС и работа по устранению всевозможных транспортных «барьеров», формировании общего транспортного пространства, с целью улучшения торгово-экономического сотрудничества, в первую очередь с Россией и Казахстаном, в настоящее время осуществляется в рамках ЕАЭС.
В связи с чем, роль КТС СНГ заметно снизилась, и практически не проводились работы по улучшению работы транспорта и транспортных коридоров на территории СНГ. Некоторые нормативные документы КТС в области транспорта устарели, в связи с образованием ЕАЭС, и сейчас применяются нормативные документы ЕАЭС.
В связи с этим возникли вопросы о целесообразности членства Кыргызстана в КТС СНГ.
Вместе с тем, Совет Глав Правительств СНГ 15 сентября 2017 года приняло Решение «О внесение изменений в Положение о Координационном транспортном совещании государств-участников Содружества Независимых Государств», чем заметно улучшается деятельность и основные задачи КТС, в частности:
— содействие формированию общего транспортного пространства государств-участников СНГ, эффективному и безопасному функционированию автомобильного, городского пассажирского, морского и внутреннего водного транспорта во взаимодействии с другими видами транспорта на основе концепций и программ, направленных на совершенствовании их организационной структуры;
— координация и информационное обеспечение деятельности компетентных органов государств-участников Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств-участников СНГ, от 20 ноября 2009 года и органов отраслевого сотрудничества СНГ по согласованному развитию и совместному использованию международных транспортных коридоров и др.,
что являются очень актуальными вопросами для Кыргызстана. Проезд по территории некоторых стран СНГ, связаны со значительными транспортными «барьерами».
КТС ведется работа по устранению всевозможных «барьеров» (в том числе и для кыргызских перевозчиков) на территории СНГ. Формируется общее транспортное пространство СНГ с целью улучшения торгово- экономического сотрудничества со странами СНГ. Выступает для КР в качестве координирующего органа.
Программа ТРАСЕКА
Цель и задачи ТРАСЕКА
Кыргызская Республика является членом ТРАСЕКА с 1993 г.
Основное направление деятельности программы ТРАСЕКА — развитие транспортного коридора из Европы в страны Центральной Азии через Чёрное море, Кавказ и Каспийское море. С технологической точки зрения программа ориентируется на перевозку груза по единому для всего маршрута транспортному документу при использовании различных видов транспорта.
Цель Программы состоит во внедрении новых, более децентрализованных систем управления автодорожным, железнодорожным и морским транспортом; развитии новых торговых и транспортных путей, а также выделении инвестиции, необходимых для приведения транспортной инфраструктуры в соответствие с существующими международными стандартами.
Направление сотрудничества КР с ТРАСЕКА
Сотрудничество Кыргызской Республики с Программой ТРАСЕКА осуществляется в рамках Основного многостороннего соглашения о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия.
Сотрудничество с Организацией предоставляет Кыргызской Республике следующие преференции:
- Обучение сотрудников и повышения квалификации по вопросам транспорта;
- Получение донорской помощи по определенным проектам;
- Консультации и рекомендации по совершенствовании отрасли транспорта Кыргызской Республики.
Основной акцент делается на создание устойчивой инфраструктурной цепи мультимодальных перевозок с постепенной интеграцией коридоров Кыргызской Республики в международную сеть коридоров.
Основные цели и задачи участия КР в ТРАСЕКА
Получение помощи европейских государств, в рамках ТРАСЕКА, по вопросам транспортно-транзитного развития Кыргызстана.
Оказание содействия региональному сотрудничеству в сфере транспортировки путем создания возможностей и проведение тренинг — мероприятий, разработки прогнозов транспортировки и инвестиционных оценок в регионе ТРАСЕКА;
Создание и/или развитие центров по тестированию и сертификации транспортных средств и специального оборудования для перевозки определенных грузов, развитие системы лицензирования, страхования транспортных операторов;
Участие в разработке и согласовании региональных инвестиционных планов в транспортной инфраструктуре, поддержка и идентификация проектов, определение проектов и их оценка, ведущих к мобилизации финансирования и реализации проектов, путем оказания поддержки, предоставления инвестиций для осуществления проектов в области транспорта, исследования, разработка бизнес и генеральных планов, анализ финансовых и технических возможностей, включая государственно-частное партнерство;
Содействие развитию торговли и созданию условий для благоприятного социально-экономического и экологического развития в КР.
Потенциал сотрудничества Кыргызской Республики с Организацией используется полностью/недостаточно, причины.
Кыргызская Республика участвует во всех проектах инициированных программой ТРАСЕКА, даже по части морского транспорта, не имея выхода к морю.
Программа ТРАСЕКА уделяет особое внимание обучению институционального укрепления, координирования деятельности транспортного сектора, усовершенствования транспортных услуг, устранение административных барьеров и облегчения транзитного движения в регионе, а также гармонизации нормативно-правовой базы стран ЕС и центральноазиатского региона.
Кроме этого, уделяется внимание на:
— Использование площадки ТРАСЕКА для продвижения транспортных интересов и других национальных интересов КР;
— Использование преимущества КР как транзитной страны соединяющий восток и запад Евразийского континента.
Достигнутые результаты от сотрудничества с ТРАСЕКА
В течение более чем двадцати лет после обретения суверенитета Кыргызская Республика осуществляет курс на развитие рыночной экономики и интеграцию в мировую экономическую, торговую и транспортную системы. В результате осуществленных мер по глубокой экономической трансформации и структурной перестройки реального сектора экономики, созданы новые законодательная и нормативная правовая базы, обеспечиваются необходимые внешнеторговые и транспортно-экономические связи страны.
Начиная с 1996 по 2015 г. в рамках программы ТРАСЕКА, Европейским Союзом были инициированы 82 проекта (в том числе 68 проекта технического содействия и 14 инвестиционных), на общую сумму 178,2 млн. Евро.
Начиная с 1996 года по 2015 включительно, на долю Кыргызской Республики приходится 12,135 млн. евро в виде технической помощи, реализуемой через проекты технической поддержки ТРАСЕКА.
Кыргызской Республикой достигнуты следующие результаты от сотрудничества с Организацией:
- 2004 г. закуплен погрузчик контейнеров для станции Аламедин ГП «НК «КТЖ» – на 300 т. Евро, которое по настоящее время функционирует;
- 2006 г. подготовлено предварительное и полное ТЭО автодороги Термез-Душанбе-Сари-Таш, закуплено оборудование на сумму 300 тыс. Евро — 2 грейдера, 1 бульдозер и 1 экскаватор для Группы реализации инвестиционных проектов при МТиК КР.
- 2007-2009 гг. было получено специальное оборудование по сертификации и лицензированию специализированных транспортных средств для перевозки скоропортящихся товаров;
- 2009-2010 гг. было подготовлено предТЭО логистического центра г.Ош;
- 1995-2015 гг. обучение кадрового состава отрасли транспорта (с 2012 года по 2015 год прошли обучение около 60 сотрудников Министерства транспорта и дорог КР и других госорганов);
- 1995-2015 гг. Присоединение к международным Соглашениям, Конвенциям по транспорту. Гармонизация и разработка нормативных правовых актов в Кыргызской Республике. В связи с запретом Российской Федерации транзита санкционных грузов через территорию РФ, использование маршрутов ТРАСЕКА является актуальным и наиболее выгодным для отечественных автоперевозчиков.
Межправительственный Совет Дорожников (МСД).
Цель и задачи МСД.
С целью координации сотрудничества в области проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации, автомобильных дорог и совершенствования сети автомобильных дорог и дорожных сооружений в 1992 г. был образован Совет дорожников.
В соответствии с решением Президиума Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 11 сентября 1998 года ему придан статус межправительственного органа СНГ, и он стал именоваться – Межправительственный совет дорожников (МСД).
Участниками МСД являются органы государственного управления и дорожные администрации (министерства, ведомства, концерны, корпорации и т.д.) государств-участников СНГ.
12-13 мая 1994 года на четвертом заседании МСД (г.Алматы) по просьбе Министерства транспорта Кыргызской Республики дорожная администрации Кыргызской Республики была принята членов МСД.
Направление сотрудничества КР с МСД
Основными направлениями деятельности МСД, а также сотрудничества КР с МСД являются:
-содействие расширению взаимовыгодных отношений между Дорожными администрациями – участницами МСД в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания, автомобильных дорог и дорожных сооружений;
-разработка концепций научно-технической политики в дорожной отрасли, в том числе в области экологии и безопасности движения;
-координация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений, отнесенных к перечню международных автомобильных дорог СНГ;
-подготовка рекомендаций по установлению согласованной тарифной политики на транспорте и схемы общего транспортного пространства государств-участников СНГ и т д.
Достигнутые результаты от сотрудничества с МСД
В настоящее время МСД разрабатывает «Концепцию улучшения состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах СНГ на период 2007-2015 гг.» по предложениям дорожных администраций стран СНГ.
МСД были разработаны и приняты:
-Межправительственное Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников СНГ;
-Соглашение о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств-участников СНГ.
Являясь членом МСД, имеется возможность общаться со всеми участниками Совета-бывшими союзными республиками и многими европейскими государствами (Словакией, Германией, Италией, Чехией Израилем и др.) Советом проводятся ежегодные выставки, конференции, конгрессы. Получение информации по новым разработкам в дорожном секторе, применению новых технологий и материалов, разрабатываются новые стандарты и нормы.
Ведется единая политика в развитии международных транспортных коридоров.
ИНФОРМАЦИЯ по интеграции за 2017 год
За два года участия Кыргызстана в ЕАЭС, министерством проделана большая работа. Мы стремимся, чтобы Кыргызстан не просто на формальном уровне являлся участником экономического объединения, а был равноправным и надежным партнером, для решения наших общих переспективных задач и возникающих проблем.
При проведении сравнительного анализа до вступления в ЕАЭС и после вступления в ЕАЭС (статистика сравнения 2014 года и 2016 года) показывает значительное повышение объема груза в рамках Союза. С Республикой Беларусь в 5 раз, с Республикой Казахстан в 13 раз и с Российской Федерацией в 2,5 раза. А за 11 месяцев 2017 года кыргызскими автоперевозчиками в страны ЕАЭС выполнено 23866 рейсов и перевезено 436 тыс. тонн груза, что на 124% больше чем в 2016 году (в 2016 году выполнено 10815 рейсов и перевезено 194 тыс. тонн груза).
Кыргызской железной дорогой за 9 месяцев 2017 года ожидаемый объем перевезенных грузов составит 4820,8 тыс.тонн или 118,3% к соответствующему периоду 2016 года. При этом ожидаемый грузооборот составит 657,9 млн.тн/км или 121,6 % к отчету 2016 года (за 9 месяцев 2016 года 541,1 млн.тн.км).
За 9 месяцев 2017 года рост грузооборота (ожид) произошло за счет увеличения прибытия грузов в Республику на 22,8% от уровня аналогичного периода 2016 года. Динамика роста перевозок грузов объясняется общим экономическим ростом в странах партнерах Кыргызской Республики, в частности в России и Казахстане. А также с введением в действие со 02 марта 2017 года унифицированного тарифа на железнодорожные перевозки грузов в соответствии с требованиями Соглашения между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан « О порядке регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта»
Увеличение количества перевезенных пассажиров кыргызскими и иностранными авиакомпаниями по сравнению с 2016 годом связано с расширением географии полетов, открытие новых направлений; увеличения количества рейсов по существующим маршрутам, в связи с увеличением конкурирующих авиакомпаний низкая стоимость авиабилетов.
Анализируя январь-сентябрь 2017 года, кыргызскими было авиакомпаниями перевезено 1 126 308 пассажиров, в том числе по международным рейсам 631 854, что на 40,4% больше чем по сравнению с 2016 годом. Иностранными авиакомпаниями за январь-сентябрь 2017 год перевезено 1 098 179 пассажиров по международным рейсам, что на 1,3 % больше по сравнению с 2016 годом. Всего кыргызскими и иностранными авиакомпаниями за январь-сентябрь 2017 года было перевезено 2 224 487 пассажиров, что на 18,2% больше, чем по сравнению соответствующим периодом прошлого года.
По объему грузовых перевозок на 31,3 % больше чем по сравнению с 2016 годом, а почтовых перевозок на 2,7 % больше, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Проделана работа по гармонизации законодательства.
- В 2016 году принят новый Закон КР «О железнодорожном транспорте»;
- Подписано Соглашение между Кыргызстаном и Казахстаном о применении порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, которое предусматривает применение Республикой Казахстан унифицированного тарифа вместо транзитного тарифа.
- Внесены изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, что дает возможность осуществлять каботажные перевозки (кроме опасных грузов) между пунктами, расположенными на территории Кыргызской Республики. Закон принят 28 апреля 2017 года.
- Проводится работа по приведению в соответствие международных соглашений о международном автомобильном сообщении с Республикой Беларусь и Республикой Армения и Российской Федерацией.
- Снят транспортный контроль на кыргызско-казахстанском участке государственной границы и перенесен на внутренние стационарные посты транспортного контроля;
- Кыргызская Республика присоединилась к Соглашению об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе ЕАЭС, к автоматизированной информационной системе «Электронный транспортный контроль».
По техническим вопросам.
В целях введения норм технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» при ГП «НК «Кыргыз темир жолу» создан испытательный центр, в настоящее время, проводятся работы по его дооснащению.
Проведено оснащение четырех пунктов пропуска «Манас», «Ош», «Торгугарт», «Иркештам».
Проведено оснащение железнодорожного пункта пропуска «Кара Суу», международных аэропортов «Манас» и «Ош».
В этом году, за счет бюджетных средств, началось строительство восьми пунктов пропуска, проводится реконструкция и строительство пунктов пропуска на кыргызско-казахской границе: работы уже завершены на пунктах «Токмок-автодорожный» и «Кен-Булун – автодорожный», на стадии завершения два пункта — «Ак-Тилек-автодорожный» и «Чалдовар – автодорожный».
В ближайшем будущем Правительство КР планирует завершить работу по созданию инфраструктуры, включающей в себя модернизацию и обновление пунктов пропуска на границе, создание сети органов сертификации и специализированных лабораторий, создание единой информационной базы данных для участников внешнеэкономической деятельности с целью содействия в продвижении их товаров и услуг.
Активная работа в 2017 году проводилась над подготовкой «Дорожных карт» по выполнению ОНСТП (основные направления скоординированной транспортной политики) с определением задач на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Мы надеемся, что «Дорожные карты» позволят снять существующие ограничения при перевозках всеми видами транспорта к 2025 году, поэтапно устранить большинство барьеров и ограничений и в конечном счете сформировать единое транспортное пространство, создать общий рынок транспортных услуг ЕАЭС.
В настоящее время эксперты работают по идентификации и преодолению препятствий(изъятий, барьеров и ограничений) в сфере транспорта на внутреннем рынке ЕАЭС и определяют перечень согласованных, несогласованных барьеров.