mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

ГААиВТ при МТиД КР (далее Агентство автотранспорта) предоставляет следующую информацию о настоящем положении автоперевозчиков в сравнении 5 месяцев 2016 года с 5 месяцами 2015 года.

Баткенская область

По грузовым перевозкам –с вхождением в ЕАЭС в Баткенской области наблюдается рост грузовых перевозок. Международные грузовые перевозки осуществляются в основном физическими лицами (по сравнению с 2015годом: было выдано лицензии на международную перевозку грузов физическим лицам за 5мес.2015года-43шт, за этот же период 2016года-70шт.)

По пассажирским перевозкам – -на междугородних и пригородных маршрутах наблюдается так же, рост пассажирских перевозок (пассажиры предпочитают микроавтобусы, чем легкотакси), на конец 2015года согласно маршрутной сети области, было 80 маршрутов, за 5месяцев 2016года было: -возобновлено-1внутриобластной пригородный, -вновь открытых маршрутов, внутриобластных (междугородных)-2, пригородных-1маршрут, всего -84маршрутов, также открыт дополнительный 6-ой рейс (ранее было 5 – рейсов) по межобластному (междугородному) маршруту «Баткен-Ош-Баткен».

С 2002-2003гг. по Баткенской области осуществляют свою деятельность 7 автоперевозчиков по предоставлению пассажирских перевозок, до настоящего времени остается неизменным.

Баткенская область граничит с Республикой Таджикистан и с Узбекской Республикой:

— на внешней границе ЕАЭС за въезд иностранных АТС, Таможенными службами КР взимается экологический сбор в сумме 2000 сом, в связи, с чем въезд АТС с Республики Таджикистан незначительны.

-граница с Узбекской Республикой закрыт в одностороннем порядке со стороны УзР.

По постам:по количествувыехавших и въехавших автотранспортных средств и количеству перевезенных грузов не можем сделать анализ, т.к. посты транспортного контроля в Баткенской области были открыты только в августе 2015 года, после вхождения Кыргызской Республики в ЕАЭС.

Таким образом в Баткенской области наблюдается рост грузо- и пассажирских перевозок.

 

Жалал-Абадская область

По грузовым перевозкам – есть незначительное снижение по выданным лицензиям за 5 месяцев 2016 года выдано – 68 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 76 лицензий, разница 8 единиц лицензий. Здесь необходимо отметить, что лицензии выдаются сроком на 3 года, и по этому показателю о снижении грузоперевозок невозможно сделать однозначный вывод.

По пассажирским перевозкам – междугородными и пригородными перевозками пассажиров на автобусных маршрутах занимаются 27 предприятий, из них 23 это Общества с ограниченной ответственностью и 4 – Акционерные общества. Перевозки осуществляются 650 микроавтобусами и 20 автобусами.

Количество предприятий и количество автотранспорта остается неизменным.

По постам: граница с Узбекской Республикой закрыт в одностороннем порядке со стороны УзР.

По Жалал-Абадской области не наблюдается ни спада ни роста грузо- и пассажирских перевозок.

 

Ошская область

По грузовым перевозкам – наблюдается небольшой рост по выданным лицензиям 5 месяцев 2016 года выдано – 905 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 859 лицензий, разница на 46 единиц больше выдано лицензий. Здесь необходимо отметить, что лицензии выдаются сроком на 3 года, и по этому показателю о снижении грузоперевозок невозможно сделать однозначный вывод.

По постам расположенным в Ошской области, на внешней границе ЕАЭС наблюдается снижение перевозимых грузов, причина в связи с вхождением в ЕАЭС увеличены платы на таможенные процедуры(растаможка).

ПТК Иркештам Ошская область

  1. КР-КНР:

5 месяцев 2015 год 3075 автотранспортных средств (АТС) – 1869 тонн (тн) грузов (фрукты, шкуры, золотосодержащие пески);

5 месяцев 2016 год 2223АТС – 2691 тн грузов (фрукты, шкуры, золотосодержащие пески);

На 852 единиц транспорта меньше, но перевезенный груз на 822 тонн больше.

  1. 2.                КНР-КР

5 месяцев 2015 год 2389 автотранспортных средств (АТС) – 64457 тонн (тн) грузов (ТНП, оборудование);

5 месяцев 2016 год 2138 АТС – 54049 тонн грузов (ТНП, оборудование);

На 251 единиц транспорта и на 10 408 тонн груза меньше.

 

  1. 3.                КНР-Таджикистан

5 месяцев 2015 год 573 автотранспортных средств (АТС) – 14313 тонн (тн) грузов (ТНП, оборудование);

5 месяцев 2016 год 1245 АТС – 26996 тонн грузов (ТНП, оборудование);

Здесь наблюдается рост на 672 единиц транспорта и на 12 683 тонн груза больше.

Итого по посту Иркештам: на 431 АТС меньше задействованы в перевозке грузов. Груза перевезено на 3097 тонн больше

ПТК Карамык Ошская область

  1. 1.                 КР – Таджикистан

5 месяцев 2015 год 826 автотранспортных средств (АТС) – 20179 тонн (тн) грузов (уголь, транзитный груз);

5 месяцев 2016 год 1078 АТС – 19192 тонн грузов (уголь, транзитный груз);

Здесь наблюдается рост на 252 единиц транспорта, а перевезенный груз на 987 тонн меньше.

 

  1. 2.                 Таджикистан – КР

— 5 месяцев 2015 год 748 автотранспортных средств (АТС) – 31 тонн (тн) грузов (фрукты, овощи, шкуры КРС);

— 5 месяцев 2016 год 1100 АТС – 108 тонн грузов (фрукты, овощи, шкуры КРС);

Здесь наблюдается рост на 362 единиц транспорта, также перевезенный груз на 77 тонн больше.

 

  1. 3.                 КР – Афганистан

— 5 месяцев 2015 год 18 автотранспортных средств (АТС) – 283 тонн (тн) грузов (груз ГАНСИ);

5 месяцев 2016 год – не было грузовых перевозок.

 

Итого по посту Карамык: на 596 АТС больше задействованы в перевозке грузов. Груза перевезено на 1193 тонн меньше.

 

ПТК ДОСТУК Ошская область

  1. 1.                КР-Турция

— 5 месяцев 2015 год 60 автотранспортных средств (АТС) – 1261 тонн (тн) грузов (кабар, фасоль);

5 месяцев 2016 год 6 АТС – 128 тонн грузов (кабар, фасоль);

Здесь наблюдается уменьшение на 54 единиц транспорта, также перевезенный груз на 1133 тонн меньше.

 

  1. 2.                Турция – КР

— 5 месяцев 2015 год 149 автотранспортных средств (АТС) – 2729 тонн (тн) грузов (трикотаж, ТНП);

5 месяцев 2016 год 52 АТС– 1053 тонн грузов (трикотаж, ТНП);

Здесь наблюдается уменьшение на 97 единиц транспорта, также перевезенный груз на 1676 тонн меньше.

  1. 3.                КР – Узбекистан

— 5 месяцев 2015 год 403 автотранспортных средств (АТС) – 221 тонн (тн) грузов (мраморный камень, оборудование, ТНП);

5 месяцев 2016 год 607 АТС – 464 тонн грузов (мраморный камень, оборудование, ТНП);

Здесь наблюдается рост на 204 единиц транспорта, также перевезенный груз на 243 тонн больше.

  1. 4.                Узбекистан – КР

— 5 месяцев 2015 год 344 автотранспортных средств (АТС) – 3959 тонн (тн) грузов (хозтовары, ТНП, стройматериалы);

5 месяцев 2016 год 625 АТС – 9810 тонн грузов (хозтовары, ТНП, стройматериалы);

Здесь наблюдается рост на 281 единиц транспорта, также перевезенный груз на 5851 тонн больше.

  1. 5.                КР-Иран

— 5 месяцев 2015 год 8 автотранспортных средств (АТС) – 172 тонн (тн) грузов (б/у акуммуляторы);

5 месяцев 2016 год – нет грузоперевозок.

  1. 6.                Иран – КР

— 5 месяцев 2015 год 9 автотранспортных средств (АТС) – 197 тонн (тн) грузов (трикотаж, автошины, ТНП);

5 месяцев 2016 год 3 АТС – 67 тонн грузов (трикотаж, автошины, ТНП);

Здесь наблюдается уменьшение на 6 единиц транспорта, также перевезенный груз на 130 тонн меньше.

Итого по посту Достук:

наблюдается увеличение грузов с Узбекистаном, на 485 АТС и груза на 6094 тонн больше за 5-месяцев 2016 году, чем 5 месяцев 2015 года.

— наблюдается спад перевозки грузов в Турцию и Иран, на 195 АТС и на 1806 тонн меньше груза.

По пассажирским перевозкам – наблюдается небольшой рост по выданным лицензиям 5 месяцев 2016 года выдано – 1162 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 1131 лицензий, на 31 единиц больше выдано лицензий.

Сокращений предприятий занимающихся грузо- и пассажирскими перевозками нет.

По Ошской области наблюдается:

— спад грузоперевозок, за исключением с Республикой Узбекистан

— пассажирские перевозки нет ни спада и роста.

Таласская область

 

По пассажирским перевозкам – наблюдается увеличение количества выданных лицензий за 5 месяцев 2016 года выдано – 134 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 93 лицензий, больше на 41 единиц лицензий. На междугородних и пригородных автобусных маршрутах рост не наблюдается, на конец 2015 года согласно маршрутной сети области, было 37 маршрутов, остается неизменным.

Сокращений предприятий занимающихся грузо- и пассажирскими перевозками нет.

По грузовым перевозкам – есть незначительное снижение по выданным лицензиям за 5 месяцев 2016 года выдано – 24 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 34 лицензий, меньше на 10 единиц лицензий. Здесь необходимо отметить, что лицензии выдаются сроком на 3 года, и по этому показателю о снижении грузоперевозок невозможно сделать однозначный вывод.

 

ПТК Кызыл-Адыр Таласская область

 

КР-Казахстан

— 5 месяцев 2015 год 10 автотранспортных средств (АТС) – 221 тонн (тн) грузов (сельхозпродукция);

5 месяцев 2016 год – 52 АТС – 1144 тн (сельхозпродукция, лампочка).

 Казахстан – КР

— 5 месяцев 2015 год 74 автотранспортных средств (АТС) – 1617 тонн (тн) грузов (мука, стройматериалы);

5 месяцев 2016 год – 124 АТС – 2728 тн (мука, стройматериалы).

 

КР-Турция

— 5 месяцев 2015 год 100 автотранспортных средств (АТС) – 2220 тонн (тн) грузов (фасоль);

5 месяцев 2016 год – 148 АТС – 3256 тн (фасоль).

 Турция – КР – нет грузоперевозок

Итого по ПТК Кызыл-Адыр:

наблюдается увеличение грузов с Казахстаном, груза на 1111 тонн больше за 5-месяцев 2016 году, чем 5 месяцев 2015 года.

— наблюдается увеличение груза в Турцию на 1056 тонн больше груза чем за 2015 год.

По Таласской области не наблюдается ни спада ни роста и пассажирских перевозок.

По грузовым перевозкам наблюдается рост грузовых перевозок

Нарынская область

 

По грузовым перевозкам – есть снижение по выданным лицензиям за 5 месяцев 2016 года выдано – 3 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 13 лицензий, меньше на 10 единиц лицензий. Здесь необходимо отметить, что лицензии выдаются сроком на 3 года, и по этому показателю о снижении грузоперевозок невозможно сделать однозначный вывод.

Грузовыми перевозками занимается 1 предприятие (ОсОО). Основная масса водителей занимающиеся грузовыми перевозками работают через фирмы зарегистрированные в г. Бишкек и Чуйской области.

По пассажирским перевозкам – наблюдается снижение количества выданных лицензий за 5 месяцев 2016 года выдано – 54 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 74 лицензий, меньше на 20 единиц лицензий. Междугородних и пригородных автобусных маршрутов, согласно маршрутной сети области, было 38 маршрутов, в данное время 3-внутриобластных автобусных маршрута закрыто из-за уменьшения пассажиропотока.

Сокращение пассажиропотока связано в основном из-за легковых автомобилей-такси. Незначительная разница в цене услуг такси в сравнении с автобусными, привела к снижению пассажиропотока на автобусных маршрутах.

В целом экономический кризис повлиял на транспортную подвижность населения, что сказалось на закрытии 3-х внутриобластных маршрутов.

По посту расположенного в Нарынской области, на внешней границе ЕАЭС наблюдается снижение перевозимых грузов, из КР в КНР.

 

ПТК Торугарт Нарынская область

КР-КНР:

5 месяцев 2015 год 503 автотранспортных средств (АТС) – 12442 тонн (тн) грузов (шкуры, прочие грузы);

5 месяцев 2016 год 450АТС – 10510 тн грузов (шкуры, прочие грузы);

На 53 единиц транспорта и на 1932 тонн груза меньше.

КНР-КР

5 месяцев 2015 год 3467 автотранспортных средств (АТС) – 88085 тонн (тн) грузов (ТНП, продукты питания, прочие грузы);

5 месяцев 2016 год 4452 АТС – 109402 тонн грузов (ТНП, продукты питания, прочие грузы);

На 985 единиц транспорта и на 21317 тонн груза больше.

Итого по посту Торугарт:

наблюдается увеличение грузов с КНР в КР;

— наблюдается спад перевозки грузов из КР в КНР.

Сокращений предприятий занимающихся грузо- и пассажирскими перевозками нет.

По Нарынской области наблюдается спад в пассажирских перевозках.

По грузовым перевозкам спад перевозок из КР, а с КНР наоборот рост

Иссык-Кульская область

 

По грузовым перевозкам – есть снижение по выданным лицензиям за 5 месяцев 2016 года выдано – 79 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 86 лицензий, меньше на 7 единиц лицензий. Здесь необходимо отметить, что лицензии выдаются сроком на 3 года, и по этому показателю о снижении грузоперевозок невозможно сделать однозначный вывод.

Грузовыми перевозками занимались 9 предприятий (ОсОО), на 2016 год работают 6 предприятий, 3 предприятия приостановили свою деятельность

По пассажирским перевозкам –количество выданных лицензий за 5 месяцев 2016 года выдано – 450 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 439 лицензий, больше на 11 единиц лицензий. Междугородних и пригородных автобусных маршрутов, согласно маршрутной сети области, было 128 автобусных маршрутов и она остается неизменным.

Сокращение предприятий занимающихся грузовыми перевозками составляет 3 предприятия.

По пассажирским перевозкам предприятия на прежнем уровне. Наблюдается сокращение пассажиропотока, это связано в основном из-за легковых автомобилей-такси. Незначительная разница в цене услуг такси в сравнении с автобусными, привела к снижению пассажиропотока на автобусных маршрутах.

По Иссык-Кульской области наблюдается спад в грузо- и пассажирских перевозках.

г. Бишкек

 

По г. Бишкек осуществляют деятельность 43 предприятий и обслуживают 118 автобусных маршрутов, автобусами малой и средней вместимости (микроавтобусами). Количество работающих микроавтобусов от 3500 до 4500 единиц. Заполняемость (неофициальные сведения) составляет 117%, в то время как загруженность муниципального транспорта (автобусы, троллейбусы) составляет 50%. На деятельность пассажирского влияние кризиса в г. Бишкек не наблюдается, если даже влияет, то не значительной мере.

Чуйская область

 

По пассажирским перевозкам – количество выданных лицензий за 5 месяцев 2016 года выдано – 1011 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 1033 лицензий, меньше на 20 единиц лицензий. Наблюдается снижение в выдаваемых лицензиях

Междугородних и пригородных автобусных маршрутов, согласно маршрутной сети области, было 184 маршрутов в 2015 году, 2016 году были открыты 6 автобусных маршрутов, 1 автобусный маршрут был закрыт.

В настоящее время в 2016 году согласно маршрутной сети – 189 автобусных маршрутов, из них:

— приостановлено работа – 9 автобусных маршрутов;

— сокращено 40 ежедневных выходов автобусных маршрутов.

Количество предприятий занимающихся перевозкой пассажиров остается неизменной.

Таким образом, влияние экономического кризиса отразилась на автобусных маршрутах Чуйской области, уменьшился пассажиропоток.

 

По грузовым перевозкам – есть снижение по выданным лицензиям за 5 месяцев 2016 года выдано – 1747 лицензий, за 5 месяцев 2015 года было выдано 2179 лицензий, меньше на 432 единиц лицензий. Здесь необходимо отметить, что лицензии выдаются сроком на 3 года, и по этому показателю о снижении грузоперевозок невозможно сделать однозначный вывод.

Количество предприятий занимающихся перевозкой грузов уменьшилось на 2 предприятия, которые приостановили свою деятельность.

 

По постам транспортного контроля расположенными в Чуйской области «Ак-Жол», «Ак – Тилек» и «Чалдовар»:

 

Из Кыргызстана

5 месяцев 2015 год 3160 автотранспортных средств (АТС) – 56880 тонн (тн) грузов (ТНП, продукты питания, стройматериалы, автозапчасти, хлопок);

5 месяцев 2016 год 5210 АТС – 93780 тонн грузов (ТНП, продукты питания, стройматериалы, автозапчасти, хлопок);

На 2050 единиц транспорта и на 36900 тонн груза больше.

 

В Кыргызстан

5 месяцев 2015 год 944 автотранспортных средств (АТС) – 16992 тонн (тн) грузов (продукты питания, ТНП, стройматериалы, автозапчасти);

5 месяцев 2016 год 1913 АТС – 34434 тонн грузов (продукты питания, ТНП, стройматериалы, автозапчасти);

На 969 единиц транспорта и на 17442 тонн груза больше.

 

Итого: наблюдается увеличение грузов как в КР, так и из КР.

 

По анализу выданных лицензий:

На пассажирские перевозки Количество, ед. Поступило в бюджет, сом Примечание
1 5 месяцев 2016 года, 6098 3 085 000 На 122 ед. лицензий и на 56 000 сом меньше, чем в 2015 году
2 5 месяцев 2016 года 6220 3 141 000

 

На международные грузовые перевозки Количество, ед. Поступило в бюджет, сом Примечание
1 5 месяцев 2016 года, 2955 1 937 000 На 122 ед. лицензий и 228 000 сом меньше, чем в 2015 году
2 5 месяцев 2016 года 3351 2 165 000

 

По выданным бланкам разрешений на проезд территорий других государств кыргызскими автоперевозчиками, обмениваемые на взаимной основе с другими государствами по квотам:

За 5 месяцев 2016 года 1 170 000 сом

За 5 месяцев 2015 года 865 000 сом

Поступило в республиканский бюджет на 305 000 сом больше в сравнении с 2015 годом.

В итоге за 5 месяцев 2016 года выдано бланков разрешений на 396 единиц, чем за аналогичный период 2015 года.

 

 

 

 

         Директор                                                 Д. Сулайманов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. ОМП Жумалиев Т.И. тел. 315003

По России

Прошлый год для рынка автоперевозок в РФ выдался нелегким. По целому ряду причин показатели работы отрасли ухудшились.

На шоссе – глубокий минус

Согласно информации Росстата, за 11 месяцев прошлого года грузооборот автотранспорта составил 211 млрд т-км, что на 6% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Объемы перевозок сократились соответственно на 7,6%.

Окончательные итоги работы отрасли за декабрь еще не подведены. Официальная статистика еще не позволяет подвести окончательные итоги и за весь год. Однако опросы автоперевозчиков свидетельствуют: декабрь мало повлияет на годовые результаты.

Спад по итогам 2015 года по грузообороту ожидается на уровне, чуть превышающем 6%, а по объемам перевозок грузов всеми видами коммерческого автотранспорта – -7,3% по сравнению с 2014-м.

Импорт ушел

Причин общего ухудшения ситуации можно назвать три. Первая – запрет на импорт продовольствия из ЕС и США, а также ограничение на ввоз в Россию ряда промтоваров. Для примера, ввоз молочной продукции в РФ в I полугодии 2015-го, по данным финской компании Valio, сократился по сравнению с 2013 годом на 85%.

В целом из-за этого больше всего пострадали автоперевозчики, выполнявшие рейсы между РФ и странами ЕС: в I квартале прошлого года перевозки импортных грузов, по данным IRU, снизились на 50%, общее падение составило около 40%.

Как следствие, по итогам первых 2 месяцев 2015 года сальдо прибылей и убытков автомобильного транспорта в РФ оказалось отрицательным – 7,3 млрд руб. Спрос на услуги, например, петербургских грузоперевозчиков в первые месяцы 2015-го сократился более чем вдвое, достигнув минимума за последние 5 лет. Образовался избыток тоннажа. Из-за обострившейся конкуренции среди автоперевозчиков многие из них были вынуждены соглашаться на работу по минимальным тарифам, уровень которых вернулся в среднем к значениям 2014 года. Количество успешных транспортных компаний стало заметно сокращаться, а число убыточных – расти.

Весной 2015 года в минус ушел не только импорт, но и экспорт. В частности, в январе – апреле автотранспортом из РФ в страны ЕС, по данным отдела аналитики ГК Tels, было доставлено грузов на 4% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Сокращение объемов экспорта произошло, в том числе и за счет уменьшения продаж за рубеж топлива и металлов.

Летом ситуация с экспортом немного улучшилась: был отмечен рост вывоза за границу сырьевой номенклатуры, например древесины, металлопродукции, химии и строительных материалов из РФ в ЕС. Благодаря этому в июне – августе 2015-го автотранспортом на этом направлении было перевезено на 47,8% больше, чем за аналогичный период позапрошлого года. Правда, в дальнейшем подобная динамика экспорта не сохранилось.

В целом по итогам 2015 года объем внешнеторговых автоперевозок между ЕС и РФ, по оценкам экспертов, сократился более чем на треть. Самые существенные по объемам потери отмечены по направлениям, которые связывают РФ с Польшей, Литвой, Германией, Финляндией, Нидерландами, Италией, Бельгией и Испанией.

Таможня подкачала

Другим обстоятельством, негативно повлиявшим на объемы международных грузоперевозок, стали действия российской таможни, которая ограничила применение процедур пропуска грузовых автомобилей, действовавших согласно Конвенции МДП на территории РФ. Как прокомментировал сложившуюся ситуацию глава постоянного представительства IRU в Евразии Дмитрий Чельцов, на практике использование книжек МДП с осени 2013 года ограничилось узким коридором на территории СЗФО. Это существенно ухудшило условия для международного автомобильного транзита.

Формально проблемы возникли из-за конфликта, который произошел между ФТС и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). В таможне сочли, что организацию, уполномоченную выдавать книжки МДП автоперевозчикам, следует выбирать по конкурсу, и попытались дезавуировать права АСМАП, которая ранее по поручению IRU занималась этими процедурами.

На самом деле, как объяснил руководитель Центра по изучению стран постсоветского пространства Института актуальных международных проблем Владимир Мантусов, позицию ФТС можно было объяснить попыткой согласовать те правила работы на рынке автоперевозок, которые вытекали из Конвенции МДП, и те, что определялись законодательством Евразийского союза, членство в котором подтвердила Россия. Ведь опосредованно до сентября 2013 года автомобильные международные перевозки грузов по территории РФ находились, по сути, под контролем IRU, то есть женевской неправительственной некоммерческой организации, которая и разработала правила использования международными автоперевозчиками системы МДП (TIR-Cornet) как гаранта доставки груза.

Однако эти правила не учитывали особенности перевозок в рамках Евразийского союза. Кроме того, Конвенция МДП предполагала тесное взаимодействие таможенных служб стран – ее участников. А поскольку в ФТС столкнулись с отказами в ряде государств обмениваться с РФ информацией о стоимостных характеристиках товаров, вывозимых за пределы этих стран, то ФТС и настояла на внедрении другой системы гарантий, альтернативной книжкам МДП.

Конфликт получил разрешение только в конце 2015 года: 14 декабря был издан приказ ФТС об открытии на границах РФ 45 автомобильных пунктов пропуска с применением книжек МДП, расположенных на границах с Финляндией, Украиной, Монголией, Норвегией, Эстонией, Латвией, Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Польшей, Литвой.

Правда, 20 декабря 2015-го в России вступил в силу приказ Минтранса России № 301, который вносит свои поправки в порядок выполнения международных автоперевозок, касающихся грузов третьих государств. Как именно в связи с этим будут выполняться процедуры МДП, еще не вполне понятно. И ожидать, что международные автоперевозчики получат какие-то послабления, в ближайшей перспективе пока не приходится.

Тяжеловесы подвели

Как отметил председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин, у российских автоперевозчиков в 2015 году появились и другие проблемы – более серьезные, чем порядок применения книжек МДП. В первую очередь – введение платы за пользование федеральными автодорогами для машин массой свыше 12 т.

Именно они отрицательно сказались на объемах автоперевозок в РФ осенью 2015 года. Если до введения системы «Платон» на внутренних маршрутах наблюдался рост автоперевозок, который позволял отрасли выживать в непростых условиях, то после начала взимания платы с большегрузов рынок испытал ощутимый стресс и в каботаже. Это ухудшило сводные результаты автомобильного транспорта в 2015 году.

До начала действия системы «Платон» среднемесячный минус по грузообороту коммерческого автотранспорта в целом составлял около 4,5%, а в октябре этот показатель ушел вниз до 9% по сравнению с соответствующим месяцем 2014 года. В ноябре грузооборот снизился на 7,6%. И в декабре ситуация в этом плане не улучшилась.

Как прокомментировал ситуацию представитель АСМАП, подобное ухудшение динамики грузооборота произошло потому, что основной спад в системе автоперевозок по территории РФ наблюдался в конце 2015 года именно на дальних маршрутах.

Неразбериха в период введения платы за 12-тонники привела к тому, что у предприятий в некоторых регионах повысился интерес к отправкам части продукции в вагонах по рельсам. Этим, разумеется, воспользовались на российских железных дорогах. И там, где стали искать варианты, выгодные для клиентов, отправляющих сравнительно небольшие партии товаров, смогли выстроить схемы перевозки, которые оказались способными конкурировать с тяжеловесным автотранспортом на ряде маршрутов.

Наиболее яркий пример – АО «РЖД Логистика». При реализации программы по переключению грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный в 2015 году компания привлекла на стальные магистрали около 500 тыс. т грузов. Это удалось сделать за счет укрепления сотрудничества с крупными промышленными предприятиями в сфере логистики.

 

В августе и сентябре падение в объемах автоперевозок на многих направлениях в РФ стабилизировалось. Те из игроков на этом рынке, кто остался на плаву, вынуждены были приспосабливаться к изменившимся условиям.

Падение, но не такое большое, как весной

В январе – августе 2015 года, согласно статистике, грузооборот автомобильного транспорта, по предварительным данным, составил 144,7 млрд т-км, что на 7,5% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Правда, уже в августе падение замедлилось, грузооборот соответственно оказался на уровне 20 млрд т-км (-5,2% к аналогичному месяцу прошлого года).

Если говорить об объемах перевозок, то здесь стабилизационные процессы еще более заметны: если за 8 месяцев 2015 года транспортировки снизились на 9% к аналогичному периоду 2014-го, то в августе было доставлено 481,9 млн т грузов, что корреспондируется с объемами за тот же месяц прошлого года (минус составил всего 0,8%). Причем если сравнивать с июлем текущего года, то перевозки прибавили в оборотах на 3,6%.

Правда, не стоит забывать, что рынок автоперевозок весной пережил крайне тяжелый период, от которого, по сути, до сих пор еще не оправился. Дело в том, что затраты на эксплуатацию грузовых автомобилей существенно увеличились, а невозможность поднимать тарифы пропорционально снижению прибыли привела к тому, что рентабельность многих компаний приблизилась к нулю. Единственное утешение – сокращение доли убыточных автоперевозчиков.

«Прогнозы на будущее пока утешительными не выглядят», – полагает председатель совета директоров ООО «Интертрансавто» Андрей Смоляр. По его словам, грузов, если разобраться, клиенты готовы предъявить к перевозкам много. Проблема в том, что не все готовы платить. Клиента, который способен гарантировать оплату в срок, еще нужно найти.

А если компания соглашается на рассрочку платежей, то она должна иметь определенные финансовые резервы. Поэтому практически все игроки так или иначе стараются экономить. И это приходится делать на фоне того, что растут затраты на топливо, ремонт и приобретение комплектующих.

Тем не менее резервы, как выяснилось, имеются: большинство предприятий в 2015 году в корне изменили подходы к работе с экспедиторами. Если ранее к услугам последних прибегали довольно часто, активно развивались элементы аутсорсинга услуг, то сейчас автоперевозчики все чаще стараются выходить непосредственно на грузоотправителей. По крайней мере с якорными клиентами очень многие работают теперь напрямую. К этому же стремятся и сами грузоотправители, убирая из цепочек поставок посредников.

«В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает опасность или обрыв, а второй – начало, переломный момент. Можно много рассказывать о снижении объемов импорта, о санкциях и падении национальной валюты, но если проанализировать ситуацию, то можно наметить антикризисную стратегию», – говорит генеральный директор ООО «ИнтерАзияЛогистикс» Александр Ключенко.

Фуры меняют логистику

Хорошим примером того, как автоперевозчики начинают приспосабливаться к новым условиям работы на рынке, служат российско-финляндские перевозки. На этом направлении, какие бы события ни происходили на внешнеторговой арене, сервисы, связанные с доставкой внешнеторговых грузов, всегда оставались чрезвычайно емкими. Они обслуживают не только внешнеторговые российско-финляндские грузопотоки, но и транзит, который следует из портов Суоми в третьи страны через территорию РФ.

Здесь спад в автоперевозках начался уже в 2014 году. Сначала он затронул импорт из Финляндии. Затем стали снижаться экспорт и транзит через РФ. В мае текущего года этот процесс напоминал обвал: по оценкам экспертов, в российско-финляндском направлении автотранспортом перевозили вдвое меньше грузов, чем за аналогичный месяц 2014-го.

Глава постоянного представительства IRU в Евразии Дмитрий Чельцов назвал несколько факторов, которые привели к этому. Один из них – кризис в России, вызвавший сокращение покупательского спроса. Например, объемы ввоза машиностроительной продукции из Финляндии в РФ сократились более чем на 60%.

Ощутимо снизились перевозки автомобилей. Напомним, ранее их доставляли из Финляндии в Россию как раз по шоссе, так как железнодорожные тарифы в последние 2–3 года оказались неконкурентоспособными по сравнению с фурами.

«В результате на рельсах остался только транзит в Казахстан, поскольку автовозы на данном маршруте не работали. Но сейчас объемы по этому направлению снизились примерно на 30% относительно прошлого года. И не из-за конкуренции с автотранспортом: в Казахстане – тоже кризис. Вдобавок для ввоза новых легковушек появился альтернативный маршрут через Новороссийск», – рассказала советник генерального директора ОАО «РТА» Елена Кузнецова.

Одним из основных терминалов для перевалки ролкерных грузов в Финляндии является Котка. В I полугодии 2015 года импорт легковых машин через этот порт с последующей доставкой их автовозами в РФ упал до минимума.

Импорт автомобилей и ряда других грузов переключился на российские порты. К этому привел запрет, введенный Россией на ввоз продовольствия из ЕС. В частности, из-за этого поставки молочной продукции в РФ в I полугодии 2015 года, по данным финской компании Valio, относительно 2013-го сократились на 85%.

«Необходимо понимать, что спад объемов импортных доставок автотранспортом не может быть компенсирован ростом вывоза экспортной продукции из-за специфики структуры грузопотоков. Основные экспортные товары РФ – продукция лесной промышленности и металл. Это один вид подвижного состава. Импорт – прежде всего контейнеры и рефгрузы. Для него требуется другого типа автопоезда. Таким образом, если ушел импорт, то специализированный подвижной состав, который его обслуживал, пришлось переключать на другие направления, в том числе внутрироссийские», – отметил Д. Чельцов.

В то же время те перевозчики, которые остались на рынке международных автоперевозок на российско-финляндском направлении, нашли свои ниши. Многие, например, выживают за счет привлечения сборных грузов. Другие установили более тесные связи с торговыми сетями и интернет-магазинами.

Внутренний рынок формирует спрос

Однако, как правильно заметил Д. Чельцов, значительная часть международных автоперевозчиков переключились на внутренние маршруты в РФ. Именно за счет них в августе и произошла стабилизация рынка автоперевозок в целом.

Этому также способствовали и другие обстоятельства. В частности, в ряде европейских стран полученные на 2015 год разрешения для перевозки грузов практически закончились, а новые пока не выдаются. По просьбе АСМАП Минтранс России еще в июле 2015 года обратился, например, в компетентные органы Франции с просьбой о дополнительных дозволах для российских автоперевозчиков на текущий год. «Но, к сожалению, положительного решения французской стороной пока не принято», – сообщили в АСМАП. Аналогичная ситуация с Данией. А положение дел с разрешениями на 2016-й еще более неопределенное.

Кроме того, в ряде государств ЕС продолжается ужесточение требований к подвижному составу. Одно из последних событий в этом плане – введение Германией с 1 октября 2015 года новых тарифов дорожных сборов для грузовых автомобилей с максимальной разрешенной массой более 7,5 т.

Не случайно именно сейчас часть российских международных перевозчиков переключилась на внутренний рынок. На нем есть спрос на современный подвижной состав. Так что его владельцам вполне можно пережить кризис, достаточно глубоко затронувший сегмент международных перевозок.