mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АПКР-8

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПКР-8

ЛЕТНАЯ ГОДНОСТЬ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

ЧАСТЬ I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Определения

Нижеуказанные термины имеют следующие значения:

Авиационное изделие. Любое воздушное судно, двигатель, воздушный винт или часть, устанавливаемая на воздушное судно.

Аспекты человеческого фактораПринципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, технического обслуживания и эксплуатационной деятельности в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека.

Барометрическая высотаАтмосферное давление, выраженное в величинах абсолютной высоты, соответствующей этому давлению по стандартной атмосфере.

Вертолет с летно-техническими характеристиками класса 1. Вертолет с такими летно-техническими характеристиками, что при отказе двигателя он может выполнить посадку в зоне прерванного взлета или безопасно продолжить полет до соответствующей зоны приземления.

Вертолет с летно-техническими характеристиками класса 2. Вертолет с такими летно-техническими характеристиками, что в случае отказа двигателя он может безопасно продолжать полет, за исключением тех случаев, когда отказ имеет место до достижения характерной точки после взлета или после характерной точки до посадки, когда может потребоваться выполнение вынужденной посадки.

Вертолет с летно-техническими характеристиками класса 3. Вертолет с такими летно-техническими характеристиками, что в случае отказа двигателя в любой точке на траектории должна выполняться вынужденная посадка.

Взлетная поверхность. Часть поверхности аэродрома, который объявлен государством (органом гражданской авиации) располагаемой для нормального разбега по земле или по воде воздушного судна, выполняющего взлет в определенном направлении.

Возможности человека. Способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности.

Государство-изготовитель. Государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку воздушного судна.

Государство разработчика. Государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за конструкцию типа.

Государство регистрации. Государство, в реестр которого занесено воздушное судно.

Двигатель. Устройство, используемое или предназначенное для использования с целью приведения в движение воздушного судна. Оно включает, по крайней мере, те компоненты и оборудование, которые необходимы для функционирования и контроля, но не включает воздушный винт/несущие винты (если они применяются).

Достаточное доказательство. Совокупность документов или работ, которые государство признает в качестве достаточных для подтверждения соответствия конкретному требованию к летной годности.

Зона взлета и конечного этапа захода на посадку (FАТО). Установленная зона, над которой выполняется конечный этап маневра захода на посадку до режима висения или посадка и с которой начинается маневр взлета. В тех случаях, когда FАТО должна использоваться вертолетами с летно-техническими характеристиками класса 1, эта установленная зона включает располагаемую зону прерванного взлета.

Категория А. Применительно к вертолетам означает вертолет с несколькими двигателями, спроектированный с учетом особенностей двигателя и изоляции систем, определяемых в части IVВ, и способный выполнять полеты, используя взлетные и посадочные данные, регламентируемые с учетом отказа критического двигателя, что обеспечивает достаточную установленную зону на земной поверхности и достаточные летные характеристики для безопасного продолжения полета или безопасного прекращения взлета.

Категория В. Применительно к вертолетам означает вертолет с одним двигателем или несколькими двигателями, который не отвечает стандартам категории А. Вертолеты категории В не имеют гарантированной возможности безопасно продолжать полет в случае отказа двигателя, что предполагает выполнение вынужденной посадки.

Компонент. Любое авиационное изделие, устанавливаемое на воздушное судно или часть авиационного изделия.

Конфигурация (применительно к самолету). Определенное сочетание положений таких подвижных элементов, как закрылки и шасси и другие части, влияющих на аэродинамические характеристики самолета.

Коэффициент безопасностиРасчетный коэффициент, принятый для учета возможности превышения расчетных нагрузок, а также учета неопределенностей при проектировании и производстве.

Крайне маловероятные условия отказа. Условия отказа, которые не ожидаются, что произойдут на воздушном судне во время всего его срока службы, но которые могут произойти небольшое количество раз при рассмотрении общего срока эксплуатации всех самолетов такого же типа, и максимальные приемлемые последствия которых классифицируются как опасные. Эти условия отказа могли бы снизить характеристики самолета или способность экипажа справляться с неблагоприятными условиями эксплуатации до такой степени, что произошло бы следующее:

1) существенное снижение уровня безопасности или функциональных возможностей;

2) полное истощение членов летного экипажа от сильного физического напряжения или чрезмерной нагрузки таким образом, что не было бы возможным полагаться на то, что они будут выполнять свои обязанности точно или полностью; или

3) серьезное или смертельное ранение какого-либо лица на боту, отличного от летного экипажа.

Критический(ие) двигатель(и). Любой двигатель, отказ которого оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на характеристики воздушного судна, относящиеся к рассматриваемому случаю.

Примечание. В случае, когда воздушные суда имеют несколько равным образом критических двигателей, термин «критический двигатель» означает один из этих критических двигателей.

Огнестойкость. Способность выдерживать воздействие создаваемой пламенем высокой температуры в течение периода 15 мин.

Одобрено; утверждено. Принято государством как пригодное для определенной цели.

Ожидаемые условия эксплуатацииУсловия, которые стали известны из практики или возникновение которых можно с достаточным основанием предвидеть в течение срока службы воздушного судна с учетом его назначения. Эти условия зависят от метеорологического состояния атмосферы, рельефа местности, функционирования воздушного судна, квалификации персонала и всех других факторов, влияющих на безопасность полета. Ожидаемые условия эксплуатации не включают:

а) экстремальные условия, которых можно успешно избежать путем использования соответствующих правил эксплуатации;

b) экстремальные условия, которые возникают настолько редко, что требование выполнять стандарты в отношении этих условий привело бы к обеспечению более высокого уровня летной годности, чем это необходимо и практически обосновано.

Перегрузка. Отношение установленной нагрузки к весу воздушного судна, причем эта нагрузка выражается в величинах аэродинамических и инерционных сил или сил взаимодействия с земной поверхностью.

Повреждение от дискретного воздействия. Повреждение конструкции воздушного судна, которое, вероятно, является результатом столкновения с птицей, нелокализованного разрушения лопаток вентилятора, нелокализованного разрушения двигателя, нелокализованного разрушения быстровращающихся деталей механизмов или аналогичных причин.

Поддержание летной годности. Выполнение технического обслуживания, ремонта и/или любых других мероприятий для обеспечения постоянного соответствия воздушного судна, двигателя, воздушного винта или составной части нормам летной годности и годности их к эксплуатации в пределах установленного срока эксплуатации.

Посадочная поверхность. Часть поверхности аэродрома, которая объявлена государством (органом гражданской авиации) располагаемой для нормального пробега по земле или по воде воздушных судов, выполняющих посадку в определенном направлении.

Практически маловероятные условия отказаУсловия отказа, которые так маловероятны, что их возникновение не ожидается в течение всего срока службы (эксплуатации) всех воздушных судов такого же типа. Максимальные приемлемые последствия таких условий классифицируются как катастрофические (могущие привести к авиационному происшествию). Такие условия отказа могли бы привести к:

1) многочисленным человеческим жертвам лиц на борту; или

2) потере трудоспособности или смерти члена летного экипажа, как правило, с потерей воздушного судна.

Предельные нагрузки. Максимальные нагрузки, которые могут возникать в ожидаемых условиях эксплуатации.

Пригодный для выполнения полетов. Состояние воздушного судна, двигателя, воздушного винта или составной части, при котором они соответствуют их утвержденной конструкции и условиям их безопасной эксплуатации.

Придание силы (сертификату летной годности). Действие, в результате которого государство вместо выдачи сертификата летной годности признает сертификат летной годности, выданный другим государством, в качестве равноценного его сертификату летной годности.

Примечание. Термин «сертификат летной годности» означает то же, что термин «удостоверение о годности к полетам», упоминаемый в статье 31 Конвенции о международной гражданской авиации.

Разрушающая (расчетная) нагрузка. Предельная нагрузка, умноженная на соответствующий коэффициент безопасности.

Расчетная взлетная масса. Максимальная масса воздушного судна, которая при расчетах на прочность конструкции принимается за массу воздушного судна, предусматриваемую в начале разбега при взлете.

Расчетная масса при рулении. Максимальная масса воздушного судна, с учетом которой обеспечивается прочность конструкции при нагрузках, вероятных во время движения воздушного судна по земле до начала взлета.

Расчетная посадочная масса. Максимальная масса воздушного судна, которая при расчетах на прочность конструкции принимается за массу воздушного судна, предусматриваемую при посадке.

Рекомендуемая практика (рекомендация). Любое положение в авиационных правилах Кыргызской Республики, единообразное применение которого является желательным в интересах безопасности, регулярности и эффективности полетов или деятельности гражданской авиации.

Ремонт. Выполнение технического обслуживания и/или любых других работ для восстановления летной годности воздушного судна, двигателя, воздушного винта или составной части воздушного судна в соответствии с нормами летной годности.

Сертификат летной годности. Документ, выдаваемый государством регистрации, и подтверждающий о том, что данное воздушное судно отвечает требованиям к конструированию, предусмотренным соответствующими нормами летной годности. (Приложение 8 к Конвенции о международной гражданской авиации).

Силовая установка. Система, состоящая из всех двигателей, компонентов системы привода (если имеется) и воздушных винтов (если установлены), их оборудования, вспомогательных частей, топливной системы и системы смазки, установленных на воздушном судне; к ней не относятся несущие винты вертолета.

Соответствующие нормы летной годности. Всеобъемлющие и подробные нормы летной годности, установленные, принятые или признанные государством для рассматриваемого класса воздушных судов, двигателей или воздушных винтов. (Приложение 8 к Конвенции о международной гражданской авиации).

Срок службы (безопасный ресурс). Предельная продолжительность эксплуатации воздушного судна или части или компонента воздушного судна в часах, циклах (влетах и посадках или запусках и выключениях соответственно) или календарном времени, установленная организацией, ответственной за типовую конструкцию воздушного судна или часть или компонент воздушного судна, или государством регистрации, по достижении которой или ранее воздушное судно или соответственно часть или компонент воздушного судна подлежит техническому обслуживанию, ремонту или независимо от своего технического состояния полному прекращению его эксплуатации в соответствии с тем, что из этих действий предписано указанной организацией или государством регистрации соответственно.

Примечание. Термин «назначенный ресурс», который используется отдельными организациями, ответственными за типовую конструкцию воздушного судна или часть или компонент воздушного судна, применяется этими организациями для обозначения срока службы, по достижении которой эксплуатация воздушного судна или соответственно части или компонента воздушного судна подлежит замене или полному прекращению его эксплуатации. Термин «межремонтный ресурс», который используется отдельными организациями, ответственными за типовую конструкцию воздушного судна или часть или компонент воздушного судна, применяется этими организациями для обозначения срока службы, по достижении которой воздушное судно или соответственно часть или компонент воздушного судна подлежит техническому обслуживанию и/или ремонту в соответствии с тем, что из этих действий предписано указанной организацией.

Стандартная атмосфера.Атмосфера, определенная следующим образом:

а) воздух является идеальным сухим газом;

b) физические константы воздуха являются следующими:

– средняя молярная масса на уровне моря: М0 = 28,964 420  10-3 кг/моль;

– атмосферное давление на уровне моря: Р0 = 1 013,25 гПа;

– температура на уровне моря: t0 = 15° С, Т0 = 288,15 К;

– плотность на уровне моря: ρ0 = 1,225 0 кг/м3;

– температура таяния льда: ТI = 273,15 К;

– универсальная газовая постоянная: R* = 8,314 32 Дж/(К × моль);

с) температурные градиенты являются следующими:

Геопотенциальная высота (км) Температурный градиент (по шкале Кельвина на стандартный геопотенциальный километр)
от до
-5,0 11 -6,5
11 20 0,6
20 32 1
32 47 2,8
47 51 0
51 71 -2,8
71 80 -2,0

Примечание. Стандартный геопотенциальный метр имеет значение, равное 9,80665 м2/с2.

Термостойкость. Способность выдерживать воздействие создаваемой пламенем высокой температуры в течение периода 5 мин.

Техническое обслуживание. Проведение контрольно-восстановительных работ, проверок, замен и/или устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании для поддержания летной годности воздушного судна, двигателя, воздушного винта или составной части воздушного судна в соответствии с нормами летной годности, включая осуществление модификации или ремонта.

 

ЧАСТЬ II. ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

 

ГЛАВА 1. СЕРТИФИКАЦИЯ ТИПА

 

1.1 Применимость.

Нормы настоящей главы применяются ко всем воздушным судам тех типов, заявка на сертификацию которых была представлена 13 июня 1960 года или после этой даты, за исключением того, что:

a) положения п. 1.4 настоящей части применяются только к тому типу воздушных судов, заявка на сертификат типа которых представлена 2 марта 2004 года или после этой даты;

b) положения п. 1.2.5 настоящей части применяются только к тому типу воздушных судов, заявка на сертификат типа которых представлена 31 декабря 2014 года или после этой даты.

Примечание. Как правило, заявка на выдачу сертификата типа подается изготовителем воздушного судна, если воздушное судно данного типа планируется для серийного производства.

1.2 Требования к конструированию, предусмотренные соответствующими нормами летной годности.

1.2.1 Требования к конструированию, предусмотренные соответствующими нормами летной годности, которые используются для сертификации типа применительно к классу воздушных судов или для любого изменения такой сертификации типа, являются таковыми, что их соблюдение будет гарантировать соблюдение норм части II и, где это применимо, частей III, IV, V, VI или VII настоящих Правил.

1.2.2 Конструкция не обладает какими-либо особенностями или характеристиками, которые делают ее небезопасной в ожидаемых условиях эксплуатации.

1.2.3 В том случае, когда вследствие особенностей конструкции конкретного воздушного судна какие-либо требования к конструированию, предусмотренные соответствующими нормами летной годности, или нормами частей III, IV, V, VI или VII становятся непригодными, применяются соответствующие требования, которые будут обеспечивать, по крайней мере, эквивалентный уровень безопасности полетов.

1.2.4 В том случае, когда вследствие особенностей конструкции конкретного воздушного судна какие-либо требования к конструированию, предусмотренные соответствующими нормами летной годности, или нормами частей III, IV, V, VI или VII становятся недостаточными, вводятся дополнительные к ним требования, которые, обеспечивают, по крайней мере, эквивалентный уровень безопасности полетов.

1.2.5 В утвержденном в соответствии с положениями частей IIIВ, IVB и V настоящих Правил проекте воздушного судна в бортовых системах пожаротушения или противопожарной защиты в туалетах, двигателях и вспомогательных силовых установках используются огнегасящие составы, не указанные в Монреальском протоколе по веществам, разрушающим озоновый слой от 16 сентября 1987 года, в том виде, в котором он включен в Руководство по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой (приложение А, группа II).

Примечание. Информация относительно огнегасящих составов содержится вТехническом примечании № 1 «Новые технические альтернативы галонам» Комитета Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) по техническим вариантам заменителей галонов и докладе Федеральной авиационной администрации Соединенных Штатов Америки (ФАУ) № DOT/FAA/AR-99-63 «Альтернативы использованию галонов в системах пожаротушения воздушных судов».

1.3 Обеспечение соблюдения соответствующих норм летной годности.

1.3.1 Утвержденный проект воздушного судна, включает в себя чертежи, технические отчеты и документы, которые необходимы для определения конструкции воздушного судна и демонстрации соблюдения требований к конструированию, предусмотренных соответствующими нормами летной годности.

1.3.2 Воздушное судно подвергается проверкам и наземным и летным испытаниям, которые необходимы для того, чтобы продемонстрировать соблюдение требований к конструированию, предусмотренных соответствующими нормами летной годности.

1.3.3 Проект воздушного судна не утверждается, если известно или предполагается, что воздушное судно обладает опасными особенностями, в отношении которых не обеспечивается специальная защита в соответствии с этими требованиями.

1.3.4 Утверждение конструкторской документации на модификацию, ремонт или заменяющую часть, осуществляется на основе достаточного доказательства того, что воздушное судно соответствует нормам летной годности, которые использовались для выдачи сертификата типа, включая изменения к ним, и удостоверяется путем выдачи дополнения к сертификату типа или измененного сертификата типа.

1.4 Сертификат типа.

1.4.1 Сертификат типа выдается на основе доказательства того, что тип воздушного судна отвечает требованиям к конструированию, предусмотренным соответствующими нормами летной годности.

1.4.2 В том случае, когда Кыргызская Республика не является государством разработчика, и выдает сертификат типа воздушного судна, она осуществляет это на основе доказательства того, что данный тип воздушного судна отвечает требованиям к конструированию, предусмотренным соответствующими нормами летной годности.

 

ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВО

 

2.1 Применимость

Нормы настоящей главы применяются к производству всех воздушных судов и частей воздушных судов.

2.2 Производство воздушных судов

Государство-изготовитель обеспечивает годность к полетам каждого воздушного судна, в том числе частей воздушного судна, изготавливаемых субподрядчиками и/или поставщиками.

2.3 Производство частей воздушного судна

Части воздушного судна, изготавливаемые на основании утвержденной конструкторской документации, должны соответствовать требованиям летной годности, установленным для этих частей или воздушного судна, на котором устанавливаются эти части.

2.4 Утверждение производства.

2.4.1 При утверждении производства воздушного судна или частей воздушного судна:

а) изучаются подтверждающие данные, и проводится инспекция производственных мощностей и процессов с тем, чтобы определить соблюдение изготовителем соответствующих требований к производству;

b) изготовитель обеспечивает надлежащую подготовку производства и функционирование системы качества или системы инспекционного контроля производства с тем, чтобы гарантировать годность к полетам каждого экземпляра воздушного судна или его составной части, изготавливаемых данной организацией, либо субподрядчиками и/или поставщиками.

2.4.1.1 В тех случаях, когда Кыргызская Республика является государством-изготовителем, но не является государством, в котором производятся составные части воздушного судна, Кыргызская Республика заключает с таким государством приемлемые для обеих сторон соответствующее соглашение, определяющие полномочия Кыргызской Республики как государства-изготовителя в области надзора за деятельностью организаций, изготавливающих составные части воздушных судов.

2.4.2 Изготовитель в отношении каждого изготавливаемого ею воздушного судна или составной части воздушного судна является держателем сертификата или иного утверждения проекта в соответствии с п. 1.3 части II либо имеет право доступа к утвержденной для целей производства конструкторской документации в рамках соглашения или договоренности.

2.4.3 Держатель документов, указанных в п. 2.4.2, обеспечивает сохранность таких документов, которые включают сведения об изготовителе, дате изготовления, серийном номере и/или иную информацию, которые позволяют установить происхождение воздушного судна и его частей, а также тождественность этих документов с утвержденной конструкторской и производственной документацией.

2.4.4 В тех случаях, когда Кыргызская Республика является государством-изготовителем, но не является государством разработчика, орган гражданской авиации Кыргызской Республики обеспечивает заключение с государством разработчика соответствующее соглашение или договоренность с целью:

а) гарантировать наличие у изготовителя права доступа к утвержденным для изготовления проектным данным;

b) определить ответственность Кыргызской Республики и этого другого государства в отношении проектирования, изготовления и поддержания летной годности воздушных судов.

 

ГЛАВА 3. СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

 

3.1 Применимость

Нормы настоящей главы применяются ко всем воздушным судам, за исключением пп. 3.3 и 3.4, которые не применяются ко всем воздушным судам таких типов, прототип которых был представлен для сертификации до 13 июня 1960 года.

Порядок выдачи, приостановление и аннулирование сертификатов летной годности легких и сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения регулируется иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

3.2 Выдача и поддержание действительности сертификата летной годности.

3.2.1 Сертификат летной годности выдается сроком на 1год.

3.2.2 Сертификат летной годности не выдается или ему не придается сила, признание которого рассчитывается в соответствии со статьей 33 Конвенции о международной гражданской авиации, если не имеется достаточного доказательства соответствия воздушного судна применимым стандартам настоящих Правил, обеспечив соблюдение соответствующих норм летной годности.

3.2.3 Сертификат летной годности возобновляется или сохраняет свою действительность при условии, что сохранность летной годности воздушного судна определяется путем проведения регулярных проверок, проводимых через каждые 12 месяцев от даты выдачи сертификата летной годности, учитывая при этом срок и характер эксплуатации. Сертификат летной годности теряет силу, и воздушное судно не выполняет полет, когда не соблюдаются нижеследующие требования:

a) воздушное судно сохраняет соответствие его типовой конструкции, утвержденной государством регистрации, включая следующее:

1) любые модификации и ремонты выполнялись в соответствии с процедурами и порядком, утвержденными государством регистрации;

2) замена любых компонентов, частей, оборудования или материалов соответствуют требованиям к проектированию конструкции, и установлены в соответствии с предписанными процедурами;

3) имеются все маркировочные и пояснительные надписи (таблички), предусмотренные государством регистрации в документ об утверждении типовой конструкции;

4) руководство по летной эксплуатации включает все изменения, утвержденные государством регистрации в качестве обязательных;

5) в случае допуска к эксплуатации воздушного судна с какими-либо неработоспособными системами, компонентами или оборудованием, влияющими на летную годность, это осуществляется в соответствии с минимальным перечнем оборудования (MEL);

6) в случае допуска к эксплуатации воздушного судна с какими-либо отсутствующими частями конструкции планера, это осуществляется в соответствии с руководством по летной эксплуатации или перечнем допустимых отклонений в конфигурации (CDL);

7) любое не отремонтированное повреждение находится в пределах допусков, приемлемых для государства регистрации в соответствии с руководством по ремонту конструкции планера данного типа воздушного судна;

b) поддерживается летная годность воздушного судна, включая следующее:

1) техническое обслуживание воздушного судна осуществляется в соответствии с программой, утвержденной государством регистрации;

2) если применимо, воздушное судно эксплуатируется в рамках программы контроля уровня надежности, включая мониторинг тенденций изменения параметров двигателя, и приняты все корректирующие меры по устранению любых недопустимых тенденций;

3) техническое обслуживание соответствует всем сертификационным требованиям к техническому обслуживанию по предписанной для них периодичности;

4) техническое обслуживание выполняется в соответствии со всеми модификациями или проверками, предписанными государством регистрации в качестве обязательных;

5) срок службы любых частей воздушного судна не превышает срока службы, установленного организацией, ответственной за типовую конструкцию, или государством регистрации;

6) данные о массе и центровке воздушного судна соответствуют требованиям государства регистрации, включая, при необходимости, требованиям повторного взвешивания и/или системе ведения записей об изменении массы и центровки;

7) учетные записи воздушного судна соответствуют требованиям государства регистрации (в случае Кыргызской Республики соответствует требованиям части I авиационных правил Кыргызской Республики «АПКР-6 Эксплуатация воздушных судов).

3.2.3.1 Сертификат летной годности теряет силу также при:

1) приостановке или прекращении действия, отзыве или аннулировании сертификата типа данного воздушного судна;

2) исключении воздушного судна из регистрации в Кыргызской Республике; или

3) снятия с эксплуатации всех, определенных серийных номеров или экземпляра воздушного судна данного типа.

3.2.3.2 Во всех случаях прекращения действия, отзыва или аннулирования сертификата летной годности, держатель такого сертификата (эксплуатант или владелец воздушного судна, если на это эксплуатант не уполномочен) в течение 5 рабочих дней возвращает такой сертификат в орган гражданской авиации Кыргызской Республики, если иной более длительный срок не согласован с органом гражданской авиации Кыргызской Республики.

3.2.3.3 Сертификат летной годности подлежит замене при:

1) порче или утере, факт которых подтвержден соответствующим актом или другим соответствующим документом, подписанным комиссией, созданной органом гражданкой авиации Кыргызской Республики, или другим соответствующим полномочным органом;

2) изменении данных, вносимых в сертификат летной годности.

3.2.4 Когда воздушное судно, имеющее действительный сертификат летной годности, выданный другим государством, вносится в реестр Кыргызской Республики, то Кыргызская Республика при выдаче своего сертификата летной годности может в целом или частично считать предыдущий сертификат летной годности достаточным доказательством соответствия воздушного судна применимым нормам настоящих Правил и соответствующим нормам летной годности.

3.2.4.1 В случае снятия воздушного судна с регистрации в Кыргызской Республике, и внесения его в реестр другого государства, Кыргызская Республика по просьбе владельца или эксплуатанта воздушного судна, когда эксплуатант воздушного судна уполномочен на это владельцем воздушного судна, может выдать «экспортный сертификат летной годности». Такой сертификат является документом, подтверждающим, что воздушное судно прошло проверку, и на момент выдачи такого сертификата является пригодным к полетам в соответствии с нормами летной годности государства регистрациино не обладает статусом сертификата летной годности, выдаваемым в соответствии со статьей 33 Конвенции о международной гражданской авиации, и не является действительным для выполнения коммерческих или международных полетов. Формы экспортного сертификата летной годности и заявления на выдачу экспортного сертификата летной годности, указаны соответственно в Приложении 2 и Приложении 2/1 к настоящим Правилам.

3.2.5 В том случае, когда государство регистрации вместо выдачи своего собственного сертификата летной годности признает действительным сертификат летной годности, выданный другим государством, оно определяет сохранность летной годности воздушного судна в соответствии с п. 3.2.3, и удостоверяет это выдачей сертификата о признании или другого соответствующего документа, который хранится вместе с признаваемым сертификатом. Срок действия сертификата о признании (документа) не превышает срока действия сертификата летной годности, признаваемого действительным.

3.3 Форма сертификата летной годности

3.3.1 Формы сертификата летной годности и заявления на выдачу сертификата летной годности указаны соответственно в Приложении 1 и Приложении 1/1 к настоящим Правилам.

3.3.2 Сертификат летной годности включает перевод на английский язык.

3.4 Ограничения, устанавливаемые для воздушного судна, и информация

К каждому воздушному судну прилагается руководство по летной эксплуатации, таблицы, схемы или другие документы, содержащие утвержденные ограничения, в пределах которых это воздушное судно считается годным к полетам, как это определено соответствующими требованиями к летной годности, включая дополнительные инструкции и информацию, необходимые для обеспечения его безопасной эксплуатации.

3.5 Утрата летной годности

3.5.1 Временная утрата летной годности

3.5.1.1 Воздушное судно является временно утратившим летную годность и непригодным к эксплуатации в течение любого периода, если его летная годность не отвечает соответствующими требованиями к летной годности, и не будет вновь восстановлена в соответствии с этими требованиями.

3.5.2 Специальное разрешение

3.5.2.1 Несмотря на требования п. 3.5.1.1, воздушному судну с временной утратой летной годности или не соответствующему требованиям для выдачи сертификата летной годности орган гражданской авиации Кыргызской Республики может выдать разовое специальное разрешение на полет (далее – специальное разрешение) или полеты, составляющие в целом один перелет до пункта назначения, в следующих случаях:

a) выполнение испытательного полета после модификации или ремонта для выдачи дополнения к сертификату типа;

b) перегонка воздушного судна к месту выполнения технического обслуживания или хранения;

c) перегонка воздушного судна к месту поставки новому эксплуатанту (владельцу); или

d) эвакуация воздушного судна с места, где имеется опасность для воздушного судна, или при форс-мажорных обстоятельствах.

3.5.2.2 Специальное разрешение выдается на основе рассмотрения заявления на выдачу специального разрешения, документов, прилагаемых к этому заявлению, а также проведения осмотра воздушного судна.

3.5.2.3 Специальное разрешение выдается или специальный полет осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

1) специальное разрешение находится на борту воздушного судна в течение всего полета, выполняемого согласно этому разрешению;

2) регистрационные знаки нанесены (имеются) на воздушном судне;

3) на борту не перевозится ни одно лицо или имущество за плату или по найму;

4) ни одно лицо не перевозится на борту воздушного судна, за исключением лиц, присутствие которых является необходимым для целей полета, и если такие лица уведомлены о содержании разрешения на полет и состоянии летной годности воздушного судна;

5) воздушное судно должно управляться экипажем, который уведомлен о цели полета и имеет соответствующие сертификаты или свидетельства, выданные или признанные действительными государством регистрации;

6) полет выполняется таким образом, чтобы обойти районы, где полеты могут создавать опасность лицам или имуществу;

7) полет выполняется в пределах эксплуатационных ограничений, установленных в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна, а также других ограничений государства регистрации, установленных на конкретный полет; и

8) полет выполняется в пределах срока действия разрешения;

9) на воздушном судне выполняются все необходимые виды технического обслуживания в той степени, в которой это обеспечивает безопасное выполнение указанного полета, и в установленном порядке оформляется свидетельство о техническом обслуживании.

3.5.2.4 Если полет предусматривает пролет через другие государства, отличные от государства регистрации, эксплуатанту воздушного судна следует получить разрешения соответствующих полномочных органов этих государств до начала полета.

3.5.2.5 Формы специального разрешения и заявления на выдачу специального разрешения указаны соответственно в Приложении 3 и Приложении 3/1 к настоящим Правилам.

3.5.3 Утрата летной годности и прекращение эксплуатации

3.5.3.1 Эксплуатант в установленном порядке обеспечивает надлежащую утилизацию воздушного судна и его частей или компонентов, которые не пригодны для эксплуатации и/или эксплуатация которых в установленном порядке прекращена.

3.6 Повреждение воздушного судна

3.6.1 В случае повреждения воздушного судна решение о годности воздушного судна к полетам при данном повреждении принимает государство регистрации на основе соответствующих норм летной годности.