mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АПКР-2

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПКР-2

«Правила полетов»

Глава 1. Определения, сокращения и акронимы

Глава 2. Применение

Глава 3. Общие правила

Глава 4. Правила визуальных полетов

Глава 5. Правила полетов по ППП

Глава 6. Общие требования к производству полетов

Глава 7. Правила вылета

Глава 8. Полет по маршруту

Глава 9. Горизонтальное эшелонирование

Глава 10. Правила прилета

Глава 11. Заход на посадку

Глава 12. Потеря ориентировки

Глава 13. Полеты в особых условиях

Глава 14. Чрезвычайные ситуации в полете

Глава 15. Учебные полеты

Глава 16. Испытательные полеты

Глава 17. Авиационные спецработы

Приложение 1. Сигналы

Приложение 2. Перехват гражданских воздушных судов

Приложение 3. Таблицы крейсерских эшелонов

Приложение 4. Беспилотные неуправляемые аэростаты

Приложение 5. Расчет минимальных высот

Дополнение А. Типовая инструкция по действиям экипажа при бедствии

Регистрация поправок и дополнений

┌─┬──────────┬────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐

│N│   Дата   │    Дата    │ Акт, которым │Дата внесения │Подпись лица,│

│ │ принятия │ вступления │    принята   │  поправок    │  внесшего   │

│ │          │   в силу   │   поправка   │  в данный    │  поправку   │

│ │          │            │              │  экземпляр   │  в данный   │

│ │          │            │              │              │  экземпляр  │

├─┼──────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤

├─┼──────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤

├─┼──────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤

└─┴──────────┴────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┘

Примечание: Записи о дате внесения поправок в данный экземпляр и подпись лица внесшего поправку в данный экземпляр, имеют отношение к держателю настоящих Правил.

Глава 1

Определения, сокращения и акронимы

Примечание 1. В настоящих Правилах термин «обслуживание» означает выполнение функциональных обязанностей по предоставлению услуг, а термин «орган» означает персонал, осуществляющий обслуживание.

Примечание 2. В настоящей главе аббревиатура RR означает определение, включенное в Регламент радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ). См.

1.1. Приведенные ниже термины имеют следующие значения:

Абсолютная высота. Расстояние по вертикали от среднего уровня моря (MSL) до уровня, точки или объекта, принятого за точку.

Абсолютная/относительная высота перехода. Абсолютная/относительная высота, на которой или ниже которой положение воздушного судна в вертикальной плоскости выражается в величинах абсолютной/относительной высоты.

Абсолютная/относительная высота прибытия в район аэродрома (ТАА). Наименьшая абсолютная/относительная высота, которая обеспечит минимальный запас высоты (МОС) 300 м (1000 фут) над всеми объектами, расположенными в секторе, ограниченном дугой круга радиусом 50 км (25 м. миль) с центром в начальной контрольной точке захода на посадку (IAF) или, если IAF отсутствует, в промежуточной контрольной точке (IF), и прямыми линиями, соединяющими концы этой дуги с IF. Совместно значения ТАА, связанные с некоторой схемой захода на посадку, рассчитаны на охват зон в 360 град. вокруг IF.

Абсолютная/относительная высота схемы. Заданная абсолютная/относительная высота, выдерживаемая при выполнении полета на минимальной абсолютной/относительной высоте или выше, установленная для обеспечения установившегося снижения с предписанным градиентом/углом снижения на промежуточном/конечном участке захода на посадку.

Авиационная станция (RR S1.81). Наземная станция авиационной подвижной службы. В некоторых случаях авиационная станция может быть установлена на борту морского судна или на платформе в море.

Аварийная стадия. Общий термин, означающий при различных обстоятельствах стадию неопределенности, стадию тревоги или стадию бедствия.

Аварийное оповещение, служба аварийного оповещения. Обслуживание, предоставляемое для уведомления соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия таким организациям.

Авиационная фиксированная станция. Станция авиационной фиксированной службы.

Адрес воздушного судна. Индивидуальная комбинация из имеющихся для присвоения воздушному судну 24 бит в целях обеспечения радиосвязи, навигации и наблюдения.

AIRPROX. Кодовое слово, применяемое в отчетах об инциденте при воздушном движении для обозначения сближения воздушных судов.

Аэродром. Определенный участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов.

Аэродромное движение. Все движение по площади маневрирования аэродрома, а также полеты всех воздушных судов в районе аэродрома.

Примечание. Считается, что воздушное судно выполняет полеты в районе аэродрома, когда оно входит в аэродромный круг полетов, выходит из него или находится в его пределах.

Аэродромное УВД. Управление аэродромным движением.

Аэродромный диспетчерский пункт (АДП). Орган, предназначенный для осуществления аэродромного УВД.

Аэродромный круг полетов. Установленный маршрут, которого подлежит придерживаться воздушным судам, выполняющим полет в окрестностях аэродрома.

Барометрическая высота. Атмосферное давление, выраженное в величинах абсолютной/относительной высоты, соответствующей этому давлению по стандартной атмосфере.

Береговая линия. Линия, совпадающая с общим очертанием берега. В тех случаях, когда ширина заливов или бухт менее 56 км (30 м. миль), эта линия пересекает их по прямой до соединения с общим очертанием берега на противоположной стороне.

Беспилотный неуправляемый аэростат. Беспилотное воздушное судно легче воздуха, без силовой установки, находящееся в свободном полете.

Примечание. Беспилотные неуправляемые аэростаты классифицируются как тяжелые, средние и легкие в соответствии с Приложением 4 к настоящим Правилам.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) – летательный аппарат, выполняющий полёт без пилота (экипажа) на борту и дистанционна управляемый оператором или автоматически по заданной программе либо сочетанием указанных способов. Беспилотные летательные аппараты классифицируются в соответствии с Приложением 6 к настоящим  правилам.

Бортовая система предупреждения столкновений (БСПС). Бортовая система, основанная на использовании сигналов приемоответчика вторичного обзорного радиолокатора (ВОРЛ), которая функционирует независимо от наземного оборудования и предоставляет пилоту информацию о конфликтной ситуации, которую могут создать воздушные суда, оснащенные приемоответчиками ВОРЛ.

Векторение. Обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указания определенных курсов на основе использования системы наблюдения ОВД.

Вертолет. Воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении.

Взлет самолета. Этап полета от начала разбега до набора безопасной высоты, на которой самолет переходит в установившийся набор высоты на режиме работы двигателей для такого набора или горизонтальный полет по маршруту в зависимости от того, какой из последних двух этапов полета наступает раньше.

Взлетно-посадочная полоса (ВПП). Определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов.

Видимость. Видимость для авиационных целей представляет собой величину, превышающую:

(a) наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне;

(b) наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света примерно в 1000 кд на неосвещенном фоне.

Примечание. Эти два расстояния имеют различные значения в воздухе с заданным коэффициентом поглощения, причем последнее (b) зависит от освещенности фона. Первое (а) характеризуется метеорологической оптической дальностью видимости (MOR).

Видимость в полете. Видимость из кабины пилота воздушного судна в направлении полета.

Видимость у земли. Видимость на аэродроме, сообщаемая уполномоченным наблюдателем или автоматическими системами.

Визуальные метеорологические условия (ВМУ). Метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, расстояния до облаков и высоты нижней границы облаков, соответствующих установленным минимумам или превышающих их.

Визуальный заход на посадку. Заход на посадку при полете по ППП, когда схема захода на посадку по ППП частично или полностью не соблюдается, и заход выполняется по визуальным наземным ориентирам.

Воздушная трасса. Контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора.

Воздушное движение. Все воздушные суда, находящиеся в полете или движущиеся по площади маневрирования аэродрома.

Воздушное пространство ОВД. Воздушное пространство определенных размеров с буквенным обозначением, в пределах которого могут выполняться конкретные виды полетов, и для которого определены ОВД и правила полетов.

Примечание. Воздушное пространство ОВД подразделяется на классы A-G.

Воздушное судно. Любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности или водной поверхности.

Возможность инициирования линии передачи данных (DLIC). Применение линии передачи данных, которое обеспечивает возможность обмена адресами, наименованиями и номерами версий, необходимыми для инициирования применения линии передачи данных.

Вторичный обзорный радиолокатор (ВОРЛ). Радиолокационная система наблюдения, использующая передатчики/приемники и приемоответчики.

Вторичный радиолокатор. Радиолокационная система, в которой переданный радиолокационной станцией радиосигнал вызывает передачу ответного радиосигнала другой станцией.

Высота. Общий термин, относящийся к положению в вертикальной плоскости находящегося в полете воздушного судна и означающий в соответствующих случаях относительную высоту, абсолютную высоту или эшелон полета.

Примечание. Термин «высота» соответствует термину «уровень», применяемому в Приложении 2 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Высота нижней границы облаков. Расстояние по вертикали между поверхностью суши или воды и нижней границей самого низкого слоя облаков, находящихся ниже 6000 м (20000 фут) и закрывающих более половины неба.

Глиссада (GP). Профиль снижения, установленный для вертикального наведения на конечном этапе захода на посадку.

Глобальная навигационная спутниковая система (GNSS). Глобальная система определения местоположения и времени, которая состоит из одного или нескольких спутников, бортовых приемников, оборудования контроля целостности системы с необходимым функциональным дополнением для обеспечения требуемых навигационных характеристик для намеченной операции.

Горный аэродром. Аэродром, расположенный в горном районе.

Горный район. Район с изменяющимся профилем местности, где изменение превышения местности в пределах расстояния 20 км (10,0 м. мили) составляет более 900 м (3000 фут).

Граница действия разрешения. Пункт, до которого действительно диспетчерское разрешение, выданное воздушному судну.

Дальность по DME. Дальность, измеряемая по линии прямой видимости/наклонная дальность, от источника сигнала DME до приемной антенны.

Дискретный код. Четырехзначный код ВОРЛ, двумя последними цифрами которого не являются «00».

Диспетчерская зона. Контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от земной поверхности до установленной верхней границы.

Диспетчерский пункт подхода (ДПП). Орган, предназначенный для осуществления УВД контролируемых полетов воздушных судов, прибывающих на один или несколько аэродромов или вылетающих с них.

Диспетчерский район. Контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от установленной над земной поверхностью границы.

Диспетчерское указание. Указание органа УВД, предписывающее пилоту выполнить конкретное действие.

Диспетчерское разрешение. Разрешение воздушному судну действовать в соответствии с условиями, установленными органом УВД.

Примечание 1. Для удобства термин «диспетчерское разрешение» часто заменяется сокращенным термином «разрешение», который употребляется в соответствующих контекстах.

Примечание 2. Сокращенный термин «разрешение» может употребляться с пояснительными словами «на выруливание», «на взлет», «на вылет», «на полет по маршруту», «на заход на посадку» или «на посадку» для обозначения этапа полета, к которому относится диспетчерское разрешение.

Донесение с борта. Донесение с борта воздушного судна, находящегося в полете, которое составлено в соответствии с требованиями в отношении сообщения данных о местоположении, ходе выполнения полета и/или метеорологических условиях.

Дополнительная зона. Зона, установленная с каждой стороны основной зоны вдоль номинальной линии пути, в пределах которой МОС уменьшается до нуля к внешней границе этой зоны (см. также термин «основная зона»).

Зависимые параллельные заходы на посадку. Одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий смежных ВПП.

Запасной аэродром. Аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до аэродрома намеченной посадки или производить на нем посадку. К запасным относятся следующие аэродромы:

(а) Запасной аэродром при взлете. Запасной аэродром, на котором воздушное судно может произвести посадку, если в этом возникает необходимость вскоре после взлета и не представляется возможным использовать аэродром вылета.

(b) Запасной аэродром на маршруте. Аэродром, на котором воздушное судно может произвести посадку в том случае, если во время полета по маршруту оно оказалось в нештатной или аварийной обстановке.

(c) Запасной аэродром на маршруте при полетах ETOPS. Подходящий запасной аэродром, на который самолет может произвести посадку после выключения двигателя или в случае возникновения любых других особых или аварийных условий при выполнении ETOPS по маршруту.

(d) Запасной аэродром пункта назначения. Запасной аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно производить посадку на аэродроме намеченной посадки.

Примечание. Аэродром, с которого производится вылет воздушного судна, также может быть запасным аэродромом на маршруте или запасным аэродромом пункта назначения для данного воздушного судна.

Запретная зона. Воздушное пространство установленных размеров над территорией или территориальными водами государства, в пределах которого полеты воздушных судов запрещены.

Заход на посадку до точки в пространстве. Заход на посадку до точки в пространстве обеспечивается предназначенной только для вертолетов схемой неточного захода на посадку с использованием базовой GNSS. Он ориентирован на некоторую контрольную точку, местоположение которой позволяет выполнять последующее маневрирование в полете или заход на посадку и посадку, используя визуальное маневрирование в визуальных условиях, позволяющих видеть и обходить препятствия.

Заход на посадку по радиолокатору. Заход на посадку, конечный этап которого выполняется под руководством диспетчера УВД, использующего радиолокатор.

Заходы на посадку по курсовому радиомаяку с вертикальным наведением (LPV). На картах захода на посадку обозначение строк минимумов для заходов на посадку с вертикальным наведением APV-I или APV-II.

Заходы на посадку по приборам. Заход на посадку и посадка с использованием оборудования для навигационного наведения на основе схемы захода на посадку по приборам. Имеется два метода выполнения захода на посадку: а) двухмерный (2D) заход на посадку по приборам с использованием только бокового навигационного наведения; b) трехмерный (3D) заход на посадку по приборам с использованием как бокового, так и вертикального навигационного наведения.

Примечание. Боковое и вертикальное навигационное наведение представляет собой наведение, обеспечиваемое с помощью либо: а) наземного радионавигационного средства, либо b) выдаваемых компьютером навигационных данных наземных, спутниковых, автономных навигационных средств или комплекса этих средств.

Зона аэродромного движения. Воздушное пространство определенных размеров вокруг аэродрома, установленное для обеспечения безопасности аэродромного движения.

Зона взлета и посадки. Воздушное пространство, ограниченное по высоте и расстоянию от контрольной точки аэродрома или определенной навигационной точки/точек до точек, в пределах которого осуществляется маневрирование воздушных судов при взлете и заходе на посадку.

Зона визуального маневрирования (полета по кругу). Зона, в пределах которой следует учитывать МОС для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по кругу, и этап полета после завершения захода на посадку по ППП, котором воздушное судно выводится в посадочное положение относительно ВПП, расположение которой не пригодно для захода на посадку по прямой или в отношении которой не могут быть соблюдены критерии по спрямлению направления или по градиенту снижения.

Зона конечного этапа захода на посадку и взлета (FATO). Установленная зона, над которой выполняется конечный этап маневра захода на посадку до режима висения или посадка, и с которой начинается маневр взлета. В тех случаях, когда FATO используется вертолетами с летно-техническими характеристиками класса 1, эта установленная зона включает располагаемую зону прерванного взлета.

Зона нормальных полетов (NOZ). Воздушное пространство определенных размеров, простирающееся по обе стороны от линии курса курсового радиомаяка ILS и/или линии пути конечного этапа захода на посадку по MLS. При независимых параллельных заходах на посадку учитывается только внутренняя половина зоны нормальных полетов.

Зона ограничения полетов. Воздушное пространство установленных размеров над территорией или территориальными водами государства, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями.

Зона подхода. Воздушное пространство, исключая зону взлета и посадки, ограниченное по высоте и расстоянию от контрольной точки аэродрома или определенной навигационной точки/точек до точек, в пределах которого осуществляется маневрирование воздушных судов при прилете и вылете.

Зона, свободная от препятствий (OFZ). Воздушное пространство над внутренней поверхностью захода на посадку, внутренними переходными поверхностями и поверхностью прерванной посадки и частью летной полосы, ограниченной этими поверхностями, в которое не выступает никакое неподвижное препятствие, кроме легкого по массе и установленного на ломком основании препятствия, необходимого для целей аэронавигации.

Зональная навигация (RNAV). Метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах зоны действия наземных или спутниковых навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации.

Примечание. Зональная навигация включает в себя навигацию, основанную на характеристиках, а также другие виды операций, которые не подпадают под определение навигации, основанной на характеристиках.

Индекс местоположения. Четырехбуквенная кодовая группа, составляемая в соответствии с предписанными ИКАО правилами и присваиваемая для обозначения местоположения авиационной фиксированной станции.

Индикатор воздушной обстановки. Электронный индикатор, на котором отображаются местоположение и движение воздушных судов, а также другая необходимая информация.

Индикация местоположения. Визуальное отображение в несимволической или символической форме на индикаторе воздушной обстановки местоположения воздушного судна, аэродромного транспортного средства или другого объекта.

Информация о движении. Информация, исходящая от органа ОВД для предупреждения пилота о других известных или наблюдаемых воздушных судах, которые могут находиться вблизи его местоположения или намеченного маршрута полета, и помогающая пилоту предотвратить столкновение.

Код (ВОРЛ). Номер, присвоенный конкретному многоимпульсному сигналу ответа, передаваемому приемоответчиком в режиме А или в режиме С.

Командир воздушного судна. Пилот, имеющий в своем свидетельстве квалификационную отметку командира воздушного судна, и назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета.

Конечный участок захода на посадку (FAS). Участок схемы захода на посадку по ППП, в пределах которого производится выход в створ ВПП и снижение для посадки.

Конечный этап захода на посадку. Та часть схемы захода на посадку по ППП, которая начинается в установленной контрольной точке или точке конечного этапа захода на посадку, или при отсутствии такой точки:

(а) в конце последнего стандартного разворота, разворота на посадочную прямую или разворота на линию пути приближения в схеме типа «ипподром», если таковая предусмотрена; или

(b) в точке выхода на последнюю линию пути в схеме захода на посадку и заканчивается в точке вблизи аэродрома, по прохождении которой:

(1) может быть выполнена посадка; или

(2) начат уход на второй круг.

Консультативное воздушное пространство. Воздушное пространство определенных размеров или установленный маршрут, в пределах которого предоставляется консультативное ОВД.

Консультативное ОВД. Обслуживание, предоставляемое в консультативном воздушном пространстве с целью обеспечения оптимального эшелонирования воздушных судов, выполняющих полеты по планам полетов по ППП.

Консультативный маршрут. Установленный маршрут, на котором предоставляется консультативное ОВД.

Контрактное автоматическое зависимое наблюдение (ADS-C). Вид наблюдения, при котором будет осуществляться обмен информацией об условиях соглашения ADS-C между наземной системой и воздушным судном по линии передачи данных, конкретно определяющего условия, в которых будет инициироваться передача донесений ADS-C, и данные, которые будут содержаться в этих донесениях.

Примечание. Сокращенный термин «контракт ADS» обычно используется в отношении контракта на передачу нерегулярных донесений ADS, контракта на передачу донесений ADS по запросу, контракта на передачу периодических донесений ADS или экстренного режима.

Контролируемое воздушное пространство. Воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого осуществляется УВД в соответствии с классификацией воздушного пространства.

Примечание. Контролируемое воздушное пространство — общий термин, означающий воздушное пространство ОВД классов А, В, С, D и E.

Контролируемый аэродром. Аэродром, на котором обеспечивается аэродромное УВД.

Примечание. Термин «контролируемый аэродром» означает, что на данном аэродроме обеспечивается аэродромное УВД, но не означает обязательного наличия диспетчерской зоны.

Контролируемый полет. Любой полет, который выполняется при наличии диспетчерского разрешения.

Контролирующая радиостанция двусторонней связи «воздух — земля». Станция авиационной электросвязи, основным назначением которой является регулирование прохождения сообщений, касающихся выполнения полетов и контроля за воздушными судами в данном районе.

Контроль траектории полета. Использование систем наблюдения ОВД в целях предоставления воздушным судам информации и сообщений, касающихся значительных отклонений от номинальной траектории полета, включая отклонения от условий, оговоренных в выданных им диспетчерских разрешениях.

Контрольная точка ожидания. Географическое место, используемое в качестве ориентира для схемы ожидания.

Контрольная точка ожидания при уходе на второй круг (MAHF). Контрольная точка, используемая при применении RNAV и обозначающая конец участка ухода на второй круг и центральную точку зоны ожидания при уходе на второй круг.

Контрольная точка снижения. Контрольная точка, установленная для точного захода на посадку в FAP для исключения некоторых препятствий, расположенных до FAP, которые в противном случае потребовалось бы учитывать для целей пролета препятствий.

Конфигурация самолета. Положение таких выпускающихся и убирающихся частей крыла, как закрылки, предкрылки и тормозные поверхности, а также шасси и других частей или внешнего оборудования самолета, в котором осуществляется нормальный взлет/посадка или полет по маршруту соответственно.

Примечание: Термины «посадочная конфигурация», «взлетная конфигурация» и «полетная конфигурация» применяются, как правило, в контексте соответствующих летно-технических или других эксплуатационных ограничений.

Концевая полоса торможения (КПТ). Определенный прямоугольный участок земной поверхности в конце располагаемой длины разбега, подготовленный в качестве участка, пригодного для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета.

Крейсерский эшелон. Эшелон, выдерживаемый в течение значительной части полета.

Курс. Направление, в котором находится продольная ось воздушного судна, выражаемое обычно в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного, компасного или условного меридианов).

Линия пути. Проекция траектории полета воздушного судна на поверхность земли, направление которой в любой ее точке обычно выражается в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного или условного меридианов).

Линия пути конечного этапа захода на посадку. Линия пути полета на конечном участке захода на посадку, которая обычно совпадает с осевой линией ВПП. Для смещенных конечных участков захода на посадку линия пути конечного участка захода на посадку совпадает с ориентацией FTP и FPAP.

Маршрут ОВД. Установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях осуществления ОВД.

Примечание 1. Термин «маршрут ОВД» используется для обозначения в соответствующих случаях воздушной трассы, консультативного маршрута, контролируемого или неконтролируемого маршрута, маршрута прибытия или вылета и т.п.

Примечание 2. Маршрут ОВД определяется маршрутными техническими требованиями, которые включают обозначение маршрута ОВД, линию пути до основных точек (точек пути) или в обратном направлении, расстояние между основными точками, требования в отношении передачи донесений, а также, по решению органа ОВД, наименьшую минимальную абсолютную/относительную высоту.

Место ожидания у ВПП. Определенное место, предназначенное для защиты ВПП, поверхности ограничения препятствий или критической/чувствительной зоны ILS/MLS, в котором рулящие воздушные суда и транспортные средства останавливаются и ожидают, если нет иного указания от АДП.

Примечание. В радиотелефонной фразеологии выражение «точка ожидания» используется для обозначения места ожидания у ВПП.

Минимальная абсолютная/относительная высота в секторе (MSA). Наименьшая абсолютная/относительная высота, которая может быть использована, и которая будет обеспечивать МОС 300 м (1000 фут) над всеми объектами, находящимися в секторе круга радиусом 50 км (25 м. миль), в центре которого расположено радионавигационное средство.

Минимальная абсолютная/относительная высота полета в зоне (АМА). Минимальная абсолютная/относительная высота, подлежащая использованию в ПМУ и обеспечивающая необходимый МОС в пределах установленной зоны, как правило, ограниченной соответствующими координатами.

Минимальная абсолютная высота полета по маршруту (МЕА). Абсолютная высота полета на участке маршрута, которая обеспечивает адекватный прием сигналов соответствующих навигационных средств и средств связи ОВД, соответствует структуре воздушного пространства и обеспечивает необходимый МОС.

Минимальная абсолютная/относительная высота пролета препятствий (МОСА). Минимальная абсолютная/относительная высота полета на определенном участке, которая обеспечивает необходимый МОС.

Минимальное расстояние стабилизации (MSD). Минимальная дистанция для завершения маневра разворота, после которого может начинаться выполнение нового маневра. Минимальное расстояние стабилизации используется для расчета минимального расстояния между точками пути.

Минимальный запас топлива. Ситуация, когда остаток топлива на борту воздушного судна указывает на возможность возникновения аварийной обстановки, если имеет место какая-либо непредвиденная задержка.

Наблюдение с борта. Оценка одного или нескольких метеорологических элементов, произведенная на борту воздушного судна, находящегося в полете.

Навигация методом счисления пути (DR). Расчет и определение местоположения воздушного судна относительно ранее известного местоположения на основе данных о направлении, времени и скорости полета.

Наземный аэронавигационный огонь. Любой огонь, исключая огни, установленные на воздушном судне, который специально предназначен для использования в качестве аэронавигационного средства.

Набор высоты в крейсерском режиме. Пилотирование воздушного судна в крейсерском режиме, обеспечивающее прирост высоты по мере уменьшения веса воздушного судна.

Начальная контрольная точка захода на посадку (IAF). Контрольная точка, обозначающая начало начального участка и конец участка прибытия, если предусматривается. При использовании RNAV эта контрольная точка обычно определяется точкой пути «флай-бай».

Начальный участок захода на посадку. Участок схемы захода на посадку по ППП между начальной контрольной точкой захода на посадку и промежуточной контрольной точкой или, в соответствующих случаях, конечной контрольной точкой или точкой захода на посадку.

Независимые параллельные вылеты. Одновременные вылеты с параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП.

Независимые параллельные заходы на посадку. Одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда не установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий смежных ВПП.

Неопознанное воздушное судно. Воздушное судно, полет которого в данном районе наблюдается или о полете которого в данном районе сообщается, но принадлежность которого не установлена.

Примечание 2. Одно воздушное судно может рассматриваться одновременно как неопознанное воздушное судно» одним органом, так и как «отклонившееся от курса воздушное судно» другим органом.

Примечание 3. Отклонившееся от курса или неопознанное воздушное судно может рассматриваться в качестве ставшего объектом незаконного вмешательства.

Несанкционированный выезд на ВПП. Любое событие на аэродроме, связанное с необоснованным наличием воздушного судна, транспортного средства или лица на защищенной зоне поверхности, предназначенной для выполняющих посадку и взлет воздушных судов.

NOTAM. Извещение, рассылаемое средствами электросвязи и содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, своевременное предупреждение о которых имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов.

Обзорный радиолокатор. Радиолокационное оборудование, используемое для определения местоположения воздушного судна по дальности и азимуту.

Обледенение. Образование льда на поверхности воздушного судна или его частей. При этом:

(a) Слабое обледенение. Обледенение с интенсивностью образования льда до 0,5 мм/мин.;

(b) Умеренное обледенение. Обледенение с интенсивностью образования льда от 0,5 до 1 мм/мин.;

(c) Сильное обледенение. Обледенение с интенсивностью образования льда более 1 мм/мин.

Обратная схема. Схема, позволяющая воздушному судну изменить направление на обратное на начальном участке схемы захода на посадку по ППП. Этот маневр может включать стандартные развороты или развороты на посадочную прямую.

Обслуживание воздушного движения (ОВД). Общий термин, означающий в соответствующих случаях полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, консультативное ОВД, УВД (районное УВД, УВД в районе подхода или аэродромное УВД).

Общая точка. Общая для двух воздушных судов точка на поверхности земли, используемая в качестве отсчета для описания минимумов продольного эшелонирования. В качестве такой точки могут использоваться такие точки, как основная точка, точка пути, навигационное средство, контрольная точка.

Примечание. Общая точка не используется для эксплуатационных целей или при ведении радиосвязи между пилотом и диспетчером УВД.

Общее расчетное истекшее время. Для полетов по ППП — расчетное время, требующееся от взлета до пролета над определяемой по навигационным средствам заданной точкой, от которой предполагается начало схемы захода на посадку по ППП, или, если навигационное средство не связано с аэродромом назначения, — до пролета над аэродромом назначения. Для полетов по ПВП — расчетное время, требующееся от взлета до пролета над аэродромом назначения.

Опасная зона. Воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенные периоды времени может осуществляться деятельность, представляющая опасность для полетов воздушных судов.

Опасное сближение. Ситуация, при которой, расстояние между воздушными судами становится менее установленного минимума или относительное местоположение и скорость сближения воздушных судов таковы, что возникает серьезная опасность их столкновения.

Опасный участок. Участок на рабочей зоне аэродрома, где уже имели место столкновения или несанкционированные выезды на ВПП или существует потенциальный риск таких случаев, и где требуется повышенное внимание пилотов и/или водителей наземных транспортных средств.

Опознавание. Условия, при которых отметка местоположения конкретного воздушного судна видна на индикаторе воздушной обстановки и однозначно опознана.

Опознавательный индекс воздушного судна. Группа букв, цифр или их комбинация, которая идентична позывному воздушного судна или представляет собой кодовый эквивалент его позывного для осуществления радиосвязи, и которая применяется для опознавания воздушного судна в сети наземной связи ОВД.