mtd@mtd.gov.kg
+996 (312) 31 43 85
KG   RU  

Анализ и оценка выполнения перспективных планов и программы развития ГП «Кыргызаэронавигация» предусмотренных в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017гг. и до 2020 года.

С обретением независимости Кыргызской Республикой в 90-х годах остро встала проблема развития и модернизации авиационной отрасли с целью достижения конкурентоспособности на международном рынке авиационных услуг. Возникла необходимость проведения масштабных технических и организационных преобразований всех сторон авиатранспортной сферы. Это касалось и авиаперевозчиков, аэровокзальных комплексов, служб наземного обслуживания воздушных судов, грузовых терминалов, топливозаправочных комплексов и систем радиолокационного и аэронавигационного обеспечения.

Если до последнего времени во многих сферах авиационной отрасли Кыргызской Республики отмечались существенное улучшение и прогресс, то в системе обслуживания воздушного движения долгое время положение оставалось сложным. Отсутствие и износ оборудования, обеспечивающий контрольнад полетами воздушных судов военной и гражданской авиации, как национальных, так и зарубежных судов в воздушном пространстве Кыргызской Республики, делало Кыргызстан непривлекательным для выполнения полетов над его территорией. Более того, в практике имели место быть участки с частичным отсутствием радиолокационного контроля воздушного пространства. Особенно это характерно было для юго-западных и восточных рубежей Республики.Существующая система ограничена по возможностям аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства

Морально и физически устаревшее оборудование аэронавигационной системы не в состоянии было обеспечить соответствие международным нормам и стандартам ИКАО. Из имеющегося аэронавигационного и метеорологического оборудования около 80 процентов нуждалось в замене. Основная часть оборудования работала с продленным ресурсом, что каждый год приводило к остановке работы некоторых радиотехнических систем из-за окончания сроков эксплуатации.

В состав аэронавигационной системы должны входить наземные, бортовые и спутниковые средства и системы:

  • связи, навигации, посадки, наблюдения;
  • аэронавигационной информации;
  • метеорологического обслуживания;
  • служба технического обслуживания, а также подготовленный персонал, осуществляющий, в соответствии с установленными правилами и процедурами, организацию использования воздушного пространства и аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Кыргызской Республики

 

Указом Президента Кыргызской Республики №11 от 21 января 2013 года, утверждено Национальная Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017гг. и до 2020 года, определяющие комплексную стратегию развития страны в ближайшее время.

Вопросы развития предприятия, предусмотренных в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики неразрывно связаны с проводимой программой модернизации и должны быть систематизированы в виде разработки и принятия Программы развития ГП «Кыргызаэронавигация» на длительный срок.

Программа развития ГП «Кыргызаэронавигация»представляет собой описание долгосрочной стратегии развития предприятия, отражающая современные существующие тенденции развития систем управления воздушным движением, основанной на обеспечении совместимости и гармонизации с мировой авиационной инфраструктурой.

Приказами Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики от 30.12.2014г. №329 и 01.12.2015г. №336 утвержден «Программа развития и модернизации систем обслуживания воздушного движения ГП «Кыргызаэронавигация» на 2015-2017 гг. и до 2020 года».

Цельэтой программы заключается в проведении модернизация и переоснащения системы обслуживания воздушного движения и определении стратегии развития предприятия в свете выработки Национальной Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг. и до 2020 года.

 

Задачи программы:

  • обеспечение эффективного государственного регулирования использования воздушного пространства Кыргызской Республики;
  • обеспечение высокого уровня безопасности полетов;
  • оптимизация процессов управления аэронавигационной системой с учетом национальных интересов в сфере использования и контроля воздушного пространства, на основе развития экономики Кыргызской Республики;
  • обеспечение снижения непроизводительных потерь пользователей, повышения уровня безопасности воздушного движения и экономической эффективности использования воздушного пространства;
  • оснащение основных аэропортов КР современными радиотехническими комплексами систем обслуживания воздушного движения и системами метеорологического обеспечения полетов;
  • повышение привлекательности и гибкости использования воздушного пространства для
  • обеспечение организации и обслуживания воздушного движения в верхнем воздушном пространстве из единого центра ОВД;
  • разработка программы развития предприятия и модернизации по этапам, срокам и объемам;
  • разработка механизмов финансирования и реализации программы развития и модернизации.

 

Основные принципыразвития и модернизации:

  • оснащение новейшими системами обслуживания воздушного движения, соответствующими международным нормам и стандартам ИКАО;
  • осуществление принципа централизации систем ОВД;
  • внедрение передовых технологий для обеспечения максимального уровня безопасности полетов;
  • обеспечение высокого качества обслуживания воздушных судов и конкурентоспособности предприятия.

 

Основные источники финансирования:

  • собственные средства;
  • Средства, предусмотренные в рамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы.

 

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня безопасности и надежности полетов;
  • улучшение качества обслуживания воздушного движения и предоставления аэронавигационных услуг до уровня мировых стандартов;
  • рост оперативности обслуживания воздушного движения за счет создания единого центра ОВД по контролю движения в верхнем воздушном пространстве;
  • повышение интенсивности воздушного движения в воздушном пространстве Кыргызской Республики.

 

Общая сметная стоимость проекта модернизации на 2015-2017гг. и до 2020 года составляет 24 104 000 долл. США, из них 11 300000 долл. США по программе НСУР 2015-2017гг. и до 2020 года.

 

Общая площадь обслуживаемого воздушного пространства Кыргызской Республики превышает 15 000 км², протяженность международных воздушных трасс составляет 3540 км.

Перекрытие верхнего воздушного пространства страны полем УКВ радиосвязисоставляет 70%, радиолокационным полем — 65%.

Система организации воздушного движения в процессе аэронавигационного обслуживания тесно взаимодействует с бортовыми системами, используемыми для целей самолетовождения, системами метеообеспечения, аэронавигационной информации, поиска и спасания. Координация в развитии указанных систем как по обеспечению их технического уровня и совместимости, так и по срокам реализации в настоящее время требует существенного улучшения.

Для реализации национальных интересов Кыргызской Республики необходимо совершенствование организации воздушного движения (ОрВД) путем перехода к перспективной аэронавигационной системе, позволяющей на базе внедрения перспективных технологий, включая спутниковые системы.Осуществить организационную и функциональную интеграцию всех компонентов аэронавигационного обслуживания и обеспечить внедрение международных стандартов в соответствии с рекомендацией Международной организации гражданской авиации ИКАО.

С учетом рекомендаций и положений «Глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения» (Doc 9854), «Дополнительных региональных правил» (Doc 7030), «Глобального аэронавигационного плана» (Doc 9750) необходимо развивать системы:

  • Организации воздушного движения (АТМ),
  • Сети авиационной электросвязи (АТN),
  • Навигации и наблюдения (CNS),
  • Метеорологического обслуживания (МЕТ),
  • Аэронавигационной информации (AIS)

Наравне с вышеуказанными системами необходимо внедрять глобальную спутниковую систему навигации (GNSS).

Система организации воздушного движения должна представлять собой четко действующую единую систему организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания во всем воздушном пространстве Кыргызской Республики и в зонах ее международной ответственности.

В сферу деятельности системы организации воздушного движения должны входить следующие составляющие: наземные и космические средства и системы связи, навигации, посадки, наблюдения, используемые в аэронавигации, метеорологического обеспечения и аэронавигационной информации, технического обслуживания, а также подготовленный персонал.

Система организации воздушного движения должна проектироваться, обеспечивая совместимость всех ее элементов, при соблюдении соответствующих международных стандартов в области ОрВД.

 

Анализ состояния и проводимой модернизации радиотехнического оборудования

Аэронавигационные системы (АНС) CNS/ATM ОВД являются основой современных международных аэропортов. Но к сожалению, в основном все аэропорты и системы организации воздушного движения оснащены выработавшим свой основной ресурс оборудованием и поэтому необходима замена устаревшего радиолокационного и аэронавигационного оборудования. Наиболее остро стоит проблема модернизации систем аэронавигации и обслуживания воздушного движения в международных аэропортах «Манас» и «Ош».

Также необходимо оснастить соответствующим оборудованием приписные аэропорты и установить систему надежного радиолокационного наблюдения на востоке и в юго-западном регионе. Состояние средств связи неудовлетворительное и не обеспечивает должного качества управления воздушным движением. Многие радиостанции работают с продленным ресурсом и нуждаются в замене. Система наземной связи, так же устарела и требует модернизации.

Первыми крупными шагами по проведению модернизации в постсоветское время были ввод в эксплуатацию в 1995 году всенаправленного радиомаяка VOR-DME и трассового радиолокационного комплексаТРЛК-11 в а/пМанас, что дало возможность наблюдения за воздушными судами в активном и пассивном режимах до удаления свыше 300 километров.

В 1998 году компанией «THOMSON» была произведена модернизация системы УВД в аэропорту «Ош». Введен в эксплуатацию центр УВД «EUROCARD-200», запущен первичный радиолокатор TA-10, вторичный радиолокатор RSM-970 позволяющие радиолокационное обеспечение УВД в Ошской аэродромной зоне.

В 2000 были введены в строй система посадки ILS в аэропорт Манас и установлен посадочный дальномерный радиомаяк DME. Все вышеуказанные оборудования на 2013-2014г. выработали установленный ресурс.

В 2004 году была начата замена устаревшего метеорологического оборудования и приборыметеонаблюдения, как в международных, так и в приписных аэропортах.

В 2005 году для осуществления надежной и оперативной связи со смежными центрами УВД и ВРЦ была введена в эксплуатацию сеть спутниковой связи VSAT, которая связывает между собой Бишкекский, Ошский,Алма-Атинский, Душанбинские центры ОВД.

В 2006 году для замены устаревших систем документирования голосовой информации в аэропортах Манас и Ош введены в эксплуатацию системы цифровой регистрации локационной и речевой информации «СМАР-Т» производства российской фирмы «Пеленг».

В марте 2006г. в аэропорт Манас закончился ресурс диспетчерского аэродромного локатора ДРЛ-7CМ, и возникла срочная необходимость обеспечения радиолокационного контроляв Бишкекской аэродромной зоне.

Для решения этих вопросов было подписано постановление Правительства №197 от 29.05.07г.«О выделении денежных средств на модернизацию аэронавигационного оборудования ГП «Кыргызаэронавигация» и позже решение по итогам Протокола Совещания у Премьер-министра от 13.12.2007г. о выделении ежегодно необходимых денежных средств на модернизацию ГП «КАН».

 

 

 

 

 

 

На основании «Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики» и «Программы развития и модернизации систем обслуживания воздушного движения ГП «Кыргызаэронавигация» на 2013-17 и до 2020 года», по состоянию 31.12.2016 года приобретены и на стадии реализации следующие оборудования:

 

  • Установлено изделие «ЦКС Монитор-Софт» в международных аэропортах «Манас» и «Ош».
  • Приобретены «Система многоканальной автоматической регистрации СМАР-Т» и установлены в аэропортах «Иссык-Куль», «Талас», «Казарман», «Нарын», «Каракол», «Баткен», «Исфана», «Джалал-Абад» и «Кербен».
  • «Автоматические радиопеленгаторы DF 2000» приобретены и установлены в международных аэропортах «Манас» и «Ош».
  • Приобретено «Радиостанции ОВЧ (Park Air) и ВЧ (BARRET)» в международный аэропорт «Ош».
  • Приобретены и установлены «Термометры ТМ1-4» во всех аэропортах МВЛ.
  • Установлен «DME посадочный» в международном аэропорту «Ош»
  • Приобретены и установлены «Доплеровского азимутально-дальномерного радиомаяка» (DVOR/DME) в международном аэропорту «Иссык-Куль».
  • Приобретены и установлены «Доплеровского азимутально-дальномерного радиомаяка» (DVOR/DME) в международном аэропорту «Ош».
  • В международном аэропорту «Иссык-Куль» приобретено и установлено «Рабочее место диспетчера» (АРМ СОИ «НОРД»).
  • Заключен договор на приобретение, поставку и пуско-наладочные работы «Системы голосовой связи» в международном аэропорту «Ош».
  • Приобретены «Радиостанций для внутри портовой связи» для международных аэропортов «Ош» и «Иссык-Куль».
  • «Комплексная радиотехническая аэродромная метеорологическая станция КРАМС-4 с комплектом полевых метеорологических датчиков»

 

 

Пресс-служба МТиД КР